Антонио Галлони о дегустации Chianti Classico Vigneto San Marcellino

Пожалуйста, подождите...

Пожалуйста, подождите...

Антонио Галлони о дегустации Chianti Classico Vigneto San Marcellino

Антонио Галлони о дегустации Chianti Classico Vigneto San Marcellino


Марко Рикасоли-Фиридольфи с самого начала своей работы на винодельне (1995 год) создает мощные, но вместе с тем элегантные вина, наделенные собственным характером. Вертикальная дегустация его Chianti Classico Vigneto San Marcellino еще раз подчеркивает, насколько аристократичным может стать сорт санджовезе в руках энтузиаста, движимого идеей выразить всю полноту терруара, виноградника и винтажа. Я продегустировал каждый винтаж, начиная с дебютного 1995-го, за исключением 1997 и 1998, которых попросту уже не было на винодельне.

История семьи Рикасоли берет начало как минимум с VII века, и это, безусловно, одно из древнейших семейств Тосканы. Достоверно известно, что Рикасоли еще в 1141 году владели Castello di Brolio, одними из первых уяснив преимущества земельных угодий. Если говорить о более поздних временах, то первым делом на ум приходит барон Беттино Рикасоли, дважды премьер-министр независимой Италии в конце XIX века, а кроме того, один из популяризаторов и, если так можно выразиться, «теоретиков» кьянти.

В 1960-х годах правнуки Беттино продали фамильный бренд компании Seagram, оставив, однако, контроль за Castello di Brolio. Один из них, Альберто Рикасоли, разочаровавшись в принятом решении, основал независимое хозяйство, Castello di Cacchiano, «второй этикеткой» которого стало Rocca di Montegrossi (такой шаг позволял работать еще с одним импортером в Соединенных Штатах, помимо имеющегося). Вдова Альберто, Элизабетта, впоследствии отдала надел в 7,5 га (а вместе с ним и бренд Rocca di Montegrossi) своему младшему сыну Марко, который начал там свой собственный проект. Виноградник получил название San Marcellino, по названию находящийся неподалеку церкви.

Rocca di Montegrossi расположено в Гайоле, граничащей на севере с коммуной Радда, а на юге доходящей почти до Сиены. В формате этой статьи мы, пожалуй, избежим искушения подробно описывать стилистические различия коммун Chianti Classico, скажем лишь, что, в общем и целом, кьянти из Гайоле выглядят мощнее и объемнее, нежели их соседи с более северных участков, прилегающих к Флоренции. Еще одним фактором, указывающим на особость Гайоле, является наличие galestro – хрупкого мергеля, богатого кальцием, что служит одной из причин насыщенности вин.

Итак, первым винтажом Rocca di Montegrossi в его нынешнем виде является 1995-й. В то время San Marcellino представляло собой санджовезе с каплей канайоло, в то время как Geremia (названная в честь полулегендарного короля лангобардов, родоначальника династии Рикасоли) было чистым Sangiovese IGT подобно Pergole Torte или Percarlo; напомним, что тогда законы Chianti Classico требовали добавлять в санджовезе другие сорта. Поначалу San Marcellino вышло на рынок как Chianti Classico Riserva, но с 1999 года Марко, устав от нестабильного качества вин в этой слишком обширной категории, вышел из нее. С 2010 винтажа San Marcellino является Gran Selezione, сравнительно новой, гораздо более элитной категории.

С 2006 года все виноградники хозяйства обрабатываются органически, и в этом же году в бленд Chianti Classico San Marcellino на смену канайоло пришел пуньителло. С 1999 же по 2005 это было 100% санджовезе.

Винификация San Marcellino из года в год отличается лишь нюансами, зависящими от конкретного винтажа. Когда позволяют условия, мацерация на кожице длится 30-40 дней. Малолактика проходит в бочках французского дуба, причем если в первые годы Марко пользовался только барриками, то сейчас по меньшей мере треть объема выдерживается в 500-литровых тонно. Вина проводят в бочках в среднем 24-27 месяцев (что довольно долго по современным меркам), после чего выдерживаются еще два года в бутылках. Бочки средней степени обжига, процент нового дуба составляет 15-30%.

В ходе вертикальной дегустации я лишний раз убедился в удивительном потенциале к старению Chianti Classico, а также в том, что несмотря на относительно короткую историю бренда, Rocca di Montegrossi и персонально Марко Рикасоли-Фиридольфи является одной из ярчайших звезд этого региона.


Автор: Антонио Галлони, Vinous


Читать по теме: «Сибириада» Марко Рикасоли


17.08.2018

Возврат к списку

На сайте содержится информация, не рекомендованная для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Для доступа на сайт вы должны подтвердить свое совершеннолетие.

Сведения, предоставленные на сайте, носят исключительно информационный характер и предназначены только для личного использования.