Пожалуйста, подождите...

Пожалуйста, подождите...

0
Энографика: пробуем вино на цвет

 

Происходящий от французского слова gris («серый») термин «гризайль» означает монохромную живопись, обычно создаваемую в оттенках одного цвета, чаще всего серого или сепии. Пепельные и бурые тоновые градации могут варьироваться от темного до светлого, от прозрачного до непрозрачного, от плоского до отражающего, от теплого до холодного. Существуют и более конкретные понятия для того, какой цвет взят за основу данной техники: темно-коричневая живопись называется брюнайль (brunaille), а если выбран, например, зеленый – это вердайль (verdaille).

Гризайль чаще используется в масляной и акриловой живописи, но мы в нашем разговоре в основном будем апеллировать к акварели, потому как технически она наиболее близка нашей теме — использование вина в качестве изобразительного материала. Однако, прежде чем мы обратимся к винописи, хочется сказать еще несколько слов о гризайли и ее достоинствах.

Гризайль может быть и самостоятельным законченным произведением, и использоваться в качестве подмалевка в масляной живописи, который покрывается слоями краски. Она практически незаменима как вспомогательная модель для работы гравера, применяется в керамике (роспись), металлообработке, витражном искусстве.


Ян ван Эйк - Благовещение.jpg

Ян ван Эйк. "Благовещение". Это гризайль!



Петровский путевой дворец.jpg

Плафон из Петровского путевого дворца, арх. В.Баженов. Это тоже гризайль, не лепнина!



Еще в эпоху Проторенессанса (XIV в.) Джотто использовал гризайль для росписи некоторых своих фресок в Падуе (Капелла Скровеньи), Ян ван Эйк, Робер Кампен и их последователи писали монохроматические фигуры на наружных стенках триптихов, создавая иллюзию скульптурных групп. Гризайль создает непередаваемые ощущения, имитируя архитектурные формы и барельефы в живописных композициях барокко. С середины XVIII в. интерес к этой технике стал заметно слабеть, изобретение дагеротипии заставило смотреть на монохромное изображение под другим – научным – углом, и только ХХ век со всей своей модернистской направленностью и всполохами мировых катастроф подарил искусству гризайли новое дыхание.


Guernica.jpg

Пабло Пикассо. "Герника".



Мы не можем сказать определенно, когда и благодаря кому появилась идея винной гризайли. Но ее история насчитывает явно не один десяток лет, и в мире известно множество имен мастеров разного уровня и творческой направленности, работающих в этой технике.

Для создания будущих шедевров используются сухие (преимущественно красные) вина разных сортов, винтажей, выдержки и мест происхождения виноградников. Таким образом, достигается разнообразие оттенков в палитре – от бледных розоватых, сиреневых до насыщенно-красных и оранжево-коричневых тонов.

Как мы уже говорили выше, технология винописи практически идентична акварельной. В работе используется тот же белый ватман, краска (то бишь вино) наносится в несколько слоев для получения различной глубины и плотности цвета, учитывая ее впитываемость. Чтобы правильно подобрать необходимую тональность красного, желательно все же немного разбираться в вине и знать характерные колористические особенности хотя бы популярных и известных сортов. И это только первая проблема.

Вторая же и гораздо более серьезная проблема заключается в том, что для работ, написанных вином, существуют определенные правила хранения и демонстрации. Как и для акварельной живописи (но в гораздо большей степени), винной гризайли страшно губительны прямые солнечные лучи, что может привести к выцветанию. Для винописи и без того характерна тенденция к изменению цветовой гаммы, причем она проистекает совершенно непредсказуемо. Поэтому яркий свет может быстро обескровить написанное, а при правильном хранении работа проживет долгую жизнь, постепенно преображаясь в тонах и полутонах, и, возможно, какая-то стадия превращения будет даже интереснее первоначального варианта. Как видите, вино стареет не только в бутылке.

Художник, любящий вино, открывает в нем не только богатство вкуса, но и цвета. Стоит ли говорить, что на освоение винописи мастера тратят годы, исследуя сортовой колорит, представленный в огромном разнообразии, разрабатывая собственные стилистические приемы и свою методику создания виноматериала и поверхности для работы. Давайте рассмотрим на конкретных примерах возможности винной живописи.

 



Элизабетта Рогаи

 

Было бы странно, если бы у соотечественников великого Джотто не нашлось бы преемников в живописи гризайлью в будущем. Флорентийская художница Элизабетта Рогаи пишет уже много лет, и ей много чего удалось достичь. Она усовершенствовала уникальную методику профессора живописи Роберто Банкини (тоже флорентийца), используя только бумагу, красное и белое вино, уголь для прорисовки контуров – и больше никаких компонентов.

Вино в бутылке стареет годы, а на бумаге счет идет на месяцы. Чтобы замедлить процесс «созревания», Рогаи иногда использует в качестве «холста» джинсовую ткань, смешивает вино с мукой и добивается своей цели, оставляя замысел в относительной сохранности. Цена такой кропотливой работы немаленькая – от 5 тыс. евро за шедевр.


Elisabetta_Rogai3.jpeg

Elisabetta_Rogai1.jpg

Elisabetta_Rogai5.jpg

Elisabetta_Rogai2.jpg

Elisabetta_Rogai6.jpg

Elisabetta_Rogai4.jpg



 

Арианна Греко

 

Арианна тоже итальянка, помимо собственно творчества, она ведет очень активную образовательную деятельность, разъезжая по странам и давая на специализированных площадках уроки винописи. Излюбленный образ художницы – красота и пластика женского тела. Арианна, как и все остальные ее «собратья по цеху», отдала немало времени на то, чтобы это время и приостановить в неумолимом желании состарить написанное. Греко считает, что ей удалось раскрыть «секрет вечной молодости».

Она использует уваренное вино, придавая ему таким образом эластичные свойства, надежный фиксатор, который специально для нее разработан одной итальянской компанией, и пропитанную уникальным способом бумагу. Более того, Арианна умеет предугадывать изменение тональности цвета, но в этом вопросе, как мы понимаем, невозможно более-менее полноценно контролировать ситуацию.


arianna greco1.jpg


Арианна Греко за работой.jpg

 



Филипп Дюфрено

 

О винописце Филиппе Дюфрено написано немало, и, на наш взгляд, это один из самых сильных портретистов современности, использующий богатую палитру виноградных сортов вместо красок. Родился он в городе Бордо, который известен любому мало-мальски знакомому с винной культурой человеку. Повлияла ли на выбор Филиппа слава Бордо - не столь важно, но выбор этот весьма символичен. И уж закономерно, что излюбленными объектами винописи Дюфрено стали французские шато, связанные с виноделием, портреты винных критиков и владельцев знаменитых хозяйств, а также натюрморты с бокалами и бутылками.


шато ла куспад.jpg

Шато ла Куспад



Обладая классической манерой живописи, бывший инженер-строитель Филипп Дюфрено приступил к новому и притягательному занятию, когда ему было за 50. Используя многослойный стиль письма для создания глубины и интенсивности цвета, Филипп добился потрясающих успехов и широкого признания общественности (особенно, конечно, винной). Работы художнику заказывают различные издательства и vip-персоны.

Опытным путем Дюфрено выяснил, что для винописи лучше всего брать образцы от виноградников гран крю, ибо дешевые вина не дают такой сочной глубины и выцветают гораздо быстрее. Ниже вы можете увидеть портреты известных личностей и соответствующие вина, которыми они были написаны.


MachaMERIL-1030x773.jpg

Филипп с портретом Маши Мериль (Мария-Магдалина Гагарина), французской актрисы



1218156619_parker.jpg

1244955582_Charrest.jpg

1245334303_Rauzan-Segla.jpg

1247090699_Robbe-Grillet.jpg

philippe-dufrenoy-L-lpb31N.jpeg

philippe-dufrenoy-L-lXLUMT.jpeg

philippe-dufrenoy-L-Q91lTQ.jpeg

philippe-dufrenoy-L-t8QrvS.jpeg

philippe-dufrenoy-L-W1yKex.jpeg

philippe-dufrenoy-L-xWzPls.jpeg

Безымянный.png

Оформление 18-го издания французского каталога "Бордо и его вина"



 07-1.png




Стивен Накамура


Предлагаем просто посмотреть небольшое видео, в котором хорошо заметны стиль работы этого незаурядного и смелого художника, использующего смешанную технику.





 

Валерий Кудринский

 

Художник из Красноярска стал каким-то образом винописцем поневоле: в 2004 г. местный винный клуб предложил ему попробовать себя в этой технике. После года экспериментов стали выявляться технологические нюансы. Например, бумага не любит сладкое вино – на ее поверхности после высыхания образуются микрокристаллы сахара, которые мешают корректному созерцанию картины.

В итоге был найден компромисс, который принес весьма эффектные результаты: часть вина остается нетронутым, другая выпаривается почти до осадка. Сочетание этих структур предлагает очень широкий спектр густоты. Многослойное нанесение таких «красок» дает возможность добиться любой плотности тона.


Красноярский католический собор.jpg

Красноярский католический собор


Песня первого снега.jpg

Песня первого снега


Северная тундра.jpg

Северная тундра


Спортивный комплекс.jpg

Спортивный комплекс


Сибирские мотивы.jpg

Сибирские мотивы

 

 


Альфонсо Агирре

 

Винная живопись испанца Альфонсо Агирре завораживает своей оригинальностью и скрупулезной выписанностью. Причем пришел к ней художник совершенно случайно. Вот что он рассказывает: «Как-то раз вместо стакана с водой из-под акварели я, не глядя, макнул кисть в бокал с вином, а затем продолжил работу. И тут я подумал, откуда этот потрясающий оттенок? Почему он выглядит так красиво?»

Тяги к экспериментам ему было не занимать, поэтому спустя какое-то время Альфонсо обнаружил, что винная гризайль, хоть и требует определенного мастерства и терпения, вызывает небывалое восхищение среди ценителей изобразительного искусства. «Вино отличается от обычных красок. Это тот материал, который не терпит ошибок. Вы должны быть уверены в каждом штрихе, потому что здесь исправить ошибку практически невозможно. И этот вызов мне нравится».


wine-painter-alfonso-Aguirre.png

агирре.jpg


Агирре использует осадок высококачественных органических испанских вин, которые придают долговечность картине. Еще он вдохновляется религиозной живописью Испании – здесь, надо понимать, большую роль сыграл знаменитый Эль Греко со своей экспрессивностью и драматургией. И, разумеется, коррида для чистокровного испанца, как красная тряпка для быка: как и для Франсиско Гойи, это неотъемлемая часть национального колорита. На эту тему Альфонсо выразился так: «Тореадор как национальный испанский образ дарит просто шквал идей. Здесь есть и гордость, и стыд. Есть место большому таланту, играющему со смертью. Костюм представляет собой удивительную артезанальную работу, и он будет выпачкан кровью. Во всех аспектах этой традиции соседствуют красота и ужас».

 


 

 


Санья Янкович

 

Сербская художница Санья Янкович закончила программу обучения живописи бакалавра с отличием по искусству и мастера живописи. Она приобрела серьезные знания и навыки в историческом и теоретическом корпусе развития изобразительного искусства, философии, общей и прикладной эстетики. В настоящее время Санья развивает творческие навыки в художественной практике виноделия и живописи.


Winelisa.jpg

"Винолиза" 



winerelle-wine-paintings-10__700.jpg

Ян Вермеер и его "Кружевница"


Wine Queen.jpg

Wine Queen walks and the night grows pale
Stars of lovingness in her hair...


winerelle-wine-paintings__700.jpg

Штудии Эдгара Дега вдохновляют...



winerelle-wine-paintings-15__700.jpg

Норм:) Джин Бейкер



Winescape, Boat On River.jpg

Парафраз на картину Левитана "Весна. Большая вода", но мы ничего не заметили:)



кхалиси.jpg

Кхалиси, родительница Драконов (Game of Thrones). Незабываемый образ от Эмилии Кларк


Game Of Wine.jpg

Опять интриги, опять вино, опять Игра. И ненасытный Тирион Ланнистер...


winerelle-wine-paintings-18__700.jpg

Покусай на волну Хокусая




Многим покажется справедливым утверждение, что акварель (и уж тем более монохромная) – простое и доступное в обращении «оружие», которым может овладеть практически любой желающий. Доступное? Учитывая минимальный комплект аксессуаров для занятий акварелью (можно обойтись без планшета и даже мольберта) и затратную стоимость материалов, пожалуй, согласимся с этим. Сегодня существует большое количество разнообразных предложений и курсов, предлагающих освоить технику акварели в индивидуальном и массовом порядке за сколь угодно любые сроки и оплату. Этот спрос формируется именно за счет доступности акварели как, например, «более академическая» масляная школа. Легковесность и скорость против усидчивости и многоэтапности.

Но вот простое ли? Ars longa, vita brevis: утверждение не без намека на то, что формула успеха в любой сфере искусства – это талант, помноженный на труд, а изучать предстоит до бесконечного много. Здесь в помощь школы, студии, академии – что, собственно, и отличает доморощенность от профессионализма.

Можно сказать определенно: сегодня винная живопись – это тренд. Наверно, не настолько массово-назойливый, а, как и любой тренд в искусстве, периферийный, не всегда заметный, штрихпунктирный и немножко элитарный. Насколько вы к нему близки – решать только вам. Однако мы уверены, что теперь ваш любимый напиток сможет вам поведать гораздо больше, ведь в хорошем (особенно красном!) вине все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и тональность, а вам осталось эти грани распознать…



Автор: Руслан Мусаев


wine-artist.jpg



17.05.2019

Возврат к списку