Загрузка

Пожалуйста, подождите...

Загрузка

Пожалуйста, подождите...

Феномен испанского виноделия
17.06.2011



Сегодня мир начинает говорить о винах Испании все чаще. Эта страна больше не «бедный родственник» в компании двух мировых китов - Италии и Франции. За то время, что гиганты были увлечены продвижением своих вин, в их тени испанцы настолько подняли качество сортов и виноделия, что французы и особенно итальянцы лицом к лицу столкнулись с серьезной конкуренцией. Родина Дон Кихота и последних чемпионов мира по футболу перестала быть страной только трех вин - риохи, кавы и хереса. Миру открывается калейдоскоп новых вкусов и ароматов, который еще несколько лет назад не был знаком даже самим испанцам. Сегодня многие из этих восхитительных вин можно свободно купить в Москве.



Немного истории



История испанского виноделия насчитывает более 3000 лет, которые были наполнены такими значимыми событиями, как арабское завоевание, волна эмиграции виноделов и виноторговцев из Франции, эпидемия филлоксеры, гражданская война. Но самые важные события в истории испанского вина происходили последние 50 лет и происходят сейчас. Начиная с 1960-х годов, такие харизматические личности, как Жан Леон, Мигель Торрес, Алехандро Фернандес и Энрике Форнер начали уверенными движениями наносить Испанию на мировую карту престижных вин. Их успех подтолкнул к изменениям других виноделов, сначала передовых, а потом и всех остальных регионов Испании. Современные методы работы на виноградниках, все новейшее оборудование и технологии, обучение и практика виноделов за границей привели к невероятному скачку качества вин. Сначала процесс пошел, как и обычно, в наиболее развитых регионах - в Риохе, Кастилии и Леоне, в Каталонии.

Первыми выстрелили виноделы Приората, когда во второй половине 1980-х, группа энтузиастов взялась за трудный, экстремальный терруар, который не дает ни малейшего шанса на производство ширпотреба, но обладает сильнейшим характером, который и сообщает винам. Великолепный урожай 1994 года дал пытливым умам возможность выжать абсолютный максимум со своих лучших участков в Риоха Альта и Риоха Алавеса. Появились вина, которые считаются сегодня культовыми - Artadi, Finca Allende, San Vicente. Помимо абсолютно нового стиля, эти вина явили миру и новые цены сродни уровню лучших европейских вин.

Однако почва для них была подготовлена. Более демократичные испанские вина уже были известны, а новые терруарные вина были приняты международными винными критиками на «ура». Одновременно Рибера дель Дуэро, славная именами Vega Sicilia и Pesquera, а также имевшая несколько их последователей, выстрелила целой россыпью новых звезд. Dominio de Pingus, Emilio Moro, Dominio de Atauta, Pago de Carraovejas, Pago de Los Capellanes со второй половины 90-х гг. не сходят с вершин рейтингов. Эти вина взяли новую высоту - заставили за испанское вино платить столько же, сколько за престижные крю из Бордо. С тех пор для испанских виноделов нет психологического барьера на пути к абсолютному качеству и максимальному выражению терруара. Не стало его и для винных критиков, которые начали выставлять винам Испании самые высокие баллы.

Успех Приората, Риохи и Рибера дель Дуэро заставил людей внимательно осмотреться вокруг для того, чтобы обнаружить роскошные старые лозы в Монсанте и Хумилье, прекрасный элегантный сорт менсия, прохладные зоны Наварры и Арагона, дающие лучшие вина из гренаша. Оказалось, что по северной и центральной части страны, от Атлантики и португальской границы до Средиземного моря, разбросаны весьма интересные и своеобразные терруары, способные давать уникальные вина. Но новые названия виноградников и регионов настолько быстро выходят в свет, что некоторые из них испанская и международная публика узнают одновременно. 

От имиджа простецкого вина из супермаркета стала избавляться кава, становясь самостоятельной категорией качественных игристых вин. Последним явлением в новейшей истории стала «тихая белая революция». В 80-е гг. прошлого века за качество белых вин успешно боролись лишь в каталонском Пенедесе, где успешно комбинировались местные и французские сорта. Начиная с 90-х, виноделы стали уделять все больше внимания местным лозам.

Первыми «джиннами», выпущенными из бутылок, стали галисийский альбариньо и кастильский вердехо. Потребитель, представлявший себе белые вина Испании как худосочное окисленное нечто, измученное бочкой, был ошеломлен яркой экспрессией и свежестью вин нового поколения. Сегодня ни один уважающий себя рыбный ресторан не должен обходиться без альбариньо из Риас Байшас, а вердехо из Руэды рассматривается экспертами как серьезный конкурент новозеландскому совиньону. Но на двух сортах развитие белого виноделия не остановилось. Галисийский годельо и каталонский шарелло уже восхищают критиков, да и традиционные «рабочие лошадки» виура и гарнача бланка при должном подходе показывают отменный результат. 



риоха виноградники.jpg




Климат и винодельческие зоны


Несмотря на то, что это не слишком вяжется со стереотипами, существующими в наших головах, Испания - очень гористая страна. Именно горные массивы, разбросанные по ее территории, формируют климатические зоны, усиливая или ослабляя влияние омывающих Иберийский полуостров Атлантического океана и Средиземного моря. Горные хребты задерживают и направляют воздушные потоки, а высота расположения виноградника над уровнем моря имеет решающее значение для качества вин.

Если смотреть на карту Испании, то «линия фронта» между холодными и влажными массами Атлантики и раскаленным воздухом пустыни Сахара рассекает территорию Испании наискосок с юго-запада на северо-восток. Чем далее на северо-запад, тем климат более прохладный и влажный, на юго-восток - жаркий и засушливый. Большая часть влаги, которую несут атлантические воздушные массы, остается на северных склонах Кантабрийских гор и северо-западных склонах Пиренеев. В Галисии, расположенной на северо-западной оконечности Пиренейского полуострова, прохладный и влажный климат создает прекрасные возможности для производства белых вин.

Двигаясь на юг и юго-восток, пересекая Кантабрийские горы, мы попадаем в зону, куда воздушные массы доходят, лишившись значительной части влаги. Именно здесь соотношение количества солнечных дней в году является наиболее оптимальным и здесь вдоль горной гряды вытянулась так называемая «золотая миля» испанского виноделия: Риоха - Рибера дель Дуэро - Торо. Да и Вальдоррас, и Бьерсо, и Наварра способны показывать настоящий класс. Далее на юг климат становится более жарким и засушливым. Стопроцентно комфортным он остается лишь в приморской зоне (Каталония), а также на более высоко расположенных виноградниках, таких как Калатаюд в Арагоне, Рибера дель Хукар и Манчуэла в Ла Манче, где выручает разница дневных и ночных температур. На равнинных виноградниках, расположенных ниже, имеются прекрасные возможности для индустриального виноделия, если применять капельное орошение.

Месета - центральная степная плоскогорная часть Ла Манчи с обильным солнцем, высокими температурами и мизерным уровнем осадков дает немного шансов на высокое качество вин, а вот массовое производство недорогого вина осуществлять здесь комфортно. Очень близкая специализация и у Эстремадуры, однако до конца потенциал этой зоны не изучен. На восток от Ла Манчи, в Валенсии и Мурсии, благодаря влиянию Средиземного моря и высоты расположения виноградников, сохраняется производство качественных красных и розовых вин, хотя и в довольно экстремальных условиях. Климат южной оконечности Пиринейского полуострова отличает стабильный жаркий климат с влиянием Африки, который обуславливает специализацию этих территорий на производстве крепленых вин, не требующих высокого содержания кислоты в ягодах. Именно здесь производятся такие классические крепленые вина, как херес и малага.

Одним из решающих факторов, наделяющих Испанию возможностями по производству вин высочайшего качества, является высота расположения виноградников. В Приорате есть прекрасные участки на склонах высотой в 700-800 метров, в Рибера дель Дуэро и Хумилье виноград растет на высоте 800-900 метров над уровнем моря. В Манчуэле и на некоторых других виноградниках западной и юго-западной Ла Манчи виноградинки выходят на уникальную для Европы высоту в 1000-1200 метров над уровнем моря. Такое положение создает благоприятный, более прохладный климат, чем на соседних низинных территориях. Разница между дневными и ночными температурами на этих виноградниках может достигать 20-22 градусов, что позволяет винограду вызревать равномерно, сохраняя при полной спелости необходимый уровень кислотности. Зимы на таких виноградниках - холодные, температура регулярно достигает отрицательных значений, снег считается вполне нормальным явлением. Все это положительным образом сказывается на здоровье лоз.




сорта.jpg



Важнейшие автохтонные сорта винограда



Темпранильо


Темпранильо - флагманский сорт. Сложно себе представить более многоликий сорт-хамелеон. Почва и климатические условия налагают на вина свой явный отпечаток. Чем более континентальным является климат, тем более мужественным получается темпранильо. Он любит известняк, песок и глину, но теряется на каменистых почвах, где ему не хватает влаги. Но не только климат и почвы влияют на стиль вин. Сорт подобен гипсу в руках художника. Его стиль, в зависимости от методов винификации, может разительно отличаться. При применении углеродной мацерации сорт способен дать прекрасные образцы молодых вин - рубиново-алого цвета, с ярким ароматом клубники, черешни и фиалок, своего рода испанское божоле, но более концентрированное. При классической красной винификации палитра стилей также очень широка. Традиционалисты не злоупотребляют экстракцией и шлифуют вино выдержкой в дубе с преобладанием старых бочек, а затем в бутылке. В результате появляются утонченные вина, не слишком окрашенные, с округлым вкусом. Их противоположностью являются вина в международном стиле, созданные из ультраспелого винограда с максимальной экстракцией и использованием исключительно нового дуба, что позволяет получить вина почти черного цвета с мощной структурой и густыми танинами.


Гарнача

Гарнача тинта (гренаш нуар) - арагонец по происхождению, сорт, который культивируется сегодня по всему Средиземноморью. Довольно долго он носил ярлык «второстепенный», и каждый автор не упускал возможности пройтись по его недостаткам - слабому цвету, низкой кислотности, высокому алкоголю и подверженности к окислению. Но оказалось, что причина недостатков гарначи скрывалась в высокой урожайности лоз. Первым, кто разглядел в сорте потенциал для производства вин высокого уровня, был Альваро Паласиос. Опыт, полученный на виноградниках Каталонии, Арагона и Наварры показал, что при подходящем терруаре, солидном возрасте лоз и тщательной работе на винограднике лоза дает маленькие ягоды с вполне хорошей пигментацией и достаточным содержанием кислоты. Такое качество винограда практические сводит на нет «сортовые недостатки» - склонность к окислению, слабый цвет. Сразу несколько терруаров в Испании дают сегодня в высшей степени своеобразные и яркие версии гарначи.

Массис дель Гарраф в Пенедесе с почвами из древних морских отложений и охлаждающими средиземноморскими бризами рождает мягкую версию гарначи с выраженным средиземноморским пряным характером. На уникальных сланцевых почвах Приората и Монсанта сорт начинает звучать, как симфонический оркестр, сочетая элегантность и силу, ароматичность и глубину, прекрасно передавая уникальные минеральные оттенки, свойственные терруару. Еще один тип вин рождается на высокогорных виноградниках Арагона - в Сомонтано, у подножия Пиренеев и в Калатаюде на склонах массива Монкайо. Здесь гарнача не имеет проблем ни с цветом, ни с танинами, ни с кислотой. Вина получаются концентрированными и прекрасно подходят для выдержки, которая в некоторых случаях является необходимой.


Монастрель

Третьей вершиной треугольника важнейших красных сортов Испании является монастрель, известный во Франции, как мурведр. Сорт никогда не имел изысканного имиджа даже во Франции, где на нем держалась и держится репутация апелласьона Бандоль и некоторых других виноградников Прованса. Однако сегодня, когда виноградарские и винодельческие техники шагнули далеко вперед, на виноградниках Мурсии и Хумильи, где лозы растут на высоте до 900 метров над уровнем моря и их возраст достигает 100 лет, получаются своеобразные вина с выраженным фруктово-пряным букетом. Монастрель также прекрасно работает в купажах с сортами гарнача и сира.


Вердехо

Вердехо - старинный кастильский белый сорт. Его яркая ароматическая экспрессия, свежесть и способность проводить нюансы терруара сегодня заставляют восхищаться Дженсис Робинсон и Стивена Тэнзера. Свои лучшие вина вердехо дает на песчано-каменистых почвах в коммунах La Seca и Nieve. Одинаково интересны версии как с выдержкой, так и без выдержки в дубе.


Альбариньо

Галисийский сорт уже долгое время считается самым благородным среди белых сортов Испании. Лозы, растущие на сланцевых, гранитных и песчаных почвах, дают ароматные и структурные вина, чья минеральность и кислотность вполне сопоставимы с немецким рислингом. Лучшие вина могут развиваться в бутылке до 7-10 лет.


Годельо

Белый сорт, в свое время процветавший на монастырских виноградниках в долине реки Сил в Галисии, оказался на грани исчезновения, так как был капризен и малоурожаен. Горстка энтузиастов спасла эту лозу для того, чтобы сегодня такие эксперты, как Дженсис Робинсон, сравнивали сложные многогранные вина из Вальдеорраса с белыми винами Бургундии. Вина прекрасно себя проявляют при выдержке на осадке, в больших и маленьких бочках. Их букет характеризуется тонами яблок и дикого персика, цветов акации и минералов, а вкус довольно полный, с освежающей кислотностью и впечатляющей длиной.


Макабео (виура)

«Рабочая лошадка» среди белых сортов Испании. Дает основу для ассамблирования игристой кавы, тихих вин Риохи, Наварры и Пенедеса. Лучшие проявления сорта дают виноградники Риохи и Пенедеса. Для букета характерны оттенки цитрусовых, белых цветов и аниса. Благодаря устойчивости к окислению вина прекрасно выдерживаются в бочках и бутылках.


Шарелло

Старинный каталонский сорт, вина из которого характеризуются букетом с тонами разнообразных цитрусовых, средиземноморских трав и миндаля. Они имеют серьезную структуру и хорошо подходят для ферментации и выдержки в дубе. Сорт входит в традиционный купаж игристых вин кава.




Автор: Влад Волков