
Francis Boulard & Fille: рожденные революцией
Путь к себе
Семья Boullard буквально родилась в огне Французской революции. Во всяком случае именно в 1792 году появился на свет первый Булар, чье имя сохранилось до наших дней. История, связанная с вином, не менее впечатляет: Франсис Булар и его дочь Дельфин представляют уже шестое и седьмое поколение виноделов.
Жюльен Булар, дед Франсиса, был из тех, кто упорно сопротивлялся активной механизации послевоенного периода. Свои два гектара в долине Марны он обрабатывал по старинке, с помощью крепкой арденнской лошадки Бижу. Когда Франсису было 14 лет, именно дед познакомил его с работой на винограднике, дав подержать рукоятки плуга.
В 1952 году Раймон Булар, сын Жюльена, решил делать собственные игристые. В середине 1960-х он расширил площадь виноградников, засадив два гектара на кремнистых почвах Massif de Saint-Thierry в Монтань-де-Реймсе, в том числе участки Le Murtet и Les Rachais.
В 1973-м возникла компания Boulard Frères, где Франсису вскоре доверили заниматься винификацией. В 1980-м был создан шампанский дом Raymond Boulard & Fils, в котором Франсис был уже главным виноградарем и виноделом.
В начале винодельческого пути в 70-х годах Франсис Булар, как и многие из его поколения, охотно использовал набиравшие популярность химические удобрения, пестициды и гербициды. Он считал, что средства, которыми обрабатываются земля и лозы, просто смоет дождем и они исчезнут бесследно. Понадобилось 20 лет, чтобы Франсис понял: химикаты не только влияют на виноградник, но и меняют вино.
После смерти Раймона трое его детей продолжали работать в семейном поместье. Франсис внедрил органические методы ухода за виноградниками, стал выдерживать базовые вина в дубовых бочках. В 2004 году компания получила сертификат Ecocert.
Примерно в это время он познакомился философией Рудольфа Штайнера и увлекся ей. Франсис убедил брата и сестру выделить один гектар для экспериментов. В течение трех лет винодел обрабатывал участок биодинамическими методами, затем сравнивал полученное вино с вином из обычного урожая. Франсис сделал вывод, что биодинамика позволяет создавать более выразительные вина и получать стабильный результат в условиях меняющегося климата.
Дельфин Булар продолжает дело отца
Он предложил сестре и брату полностью перейти на биодинамику – и столкнулся с серьезным сопротивлением. После долгих раздумий Фрэнсис решил, что работать по-прежнему он не может, отделился от семьи и основал собственное поместье на трех гектарах виноградников. В 2009 году он вместе с женой и дочерью основал компанию Francis Boulard & Fille.
Дельфин Булар, дочь Франсиса, не всегда была виноделом. Она выучилась на дизайнера интерьеров и работала в архитектурном бюро, проектировала ванные комнаты и кухни. Осознав, что не это ее призвание, Дельфин уволилась и вернулась в родное поместье. Дельфин получила второе образование: изучила виноградарство, энологию, а также бизнес-администрирование. Параллельно с учебой она каждый день работала на виноградниках.
После пожара на винодельне в 2016-м и ухода Франсиса на пенсию в 2017-м Дельфин взяла на себя управление хозяйством. Она продолжает дело отца. Основное стилистическое отличие заключается в том, что Дельфин использует для базовых вин еще более нейтральные бочки. Ей помогают муж Матье и сын Квентин.
Виноградники Massif de Saint-Thierry в Монтань-де-Реймсе (Cauroy-lès-Hermonville)
На земле и в погребе
Виноградники Francis Boulard & Fille площадью три гектара (примерно треть родительского поместья) расположены преимущественно в коммуне Cormicy (Massif de Saint-Thierry, Долина Марны). Кроме этого, есть участки в коммунах Hameau de Belval, Cuchery, Cauroy-lès-Hermonville (также Долина Марны) и полгектара – в Mailly (гран крю, Монтань-де-Реймсе). Почвы состоят из глины, кремнезема, известняка.
40% площади занимает менье, по 30% – шардоне и пино нуар. Средний возраст лоз превышает 35 лет, большая часть получена методом массальной селекции. Экспозиция – восточная, северо-восточная, южная.
Работы на виноградниках проводятся в соответствии с лунным календарем. Для снижения урожайности используют короткую обрезку лоз. Зеленый сбор практикуется редко. От четырех до шести раз в год землю на виноградниках вспахивают легким плугом, что помогает образованию естественного травяного покрова и предотвращает эрозию. Для защиты лоз от болезней применяют бордоскую смесь, серу и биодинамические препараты из хвоща, ивы, крапивы, валерианы и кварца.
Виноделам Шампани не чуждо ответственное земледелие. При этом из 400 гектаров виноградников Долины Марны только чуть больше 3,2 гектаров сертифицированы как органические, и почти половина из них принадлежат семье Булар. На земле установлены специальные знаки, чтобы вертолеты, распыляющие химические вещества, обходили такие участки.
Виноград собирается при полной зрелости, и это тоже не слишком характерно для производителей шампанского. Франсис помнит слова отца о том, что базовое вино должно содержать не меньше 10% спирта, тогда игристое будет насыщенным.
В погребе действуют принципы минимального вмешательства. После сбора урожай с каждого участка отправляют в мембранный пресс и в дальнейшем винифицируют с учетом особенностей терруара и сорта. Спонтанная ферментация проходит на местных дрожжах в бочках разного объема. Средний возраст бочек достигает 12 лет, они обеспечивают микрооксигенацию, при этом вино сохраняет свежесть. Вина выдерживают на тонком осадке с регулярными батонажами в «дни плодов» и «дни цветов» по лунному календарю. Дегоржаж и бутилирование производят в поместье, также только в «дни плодов». Дозаж почти не используют, чтобы вино могло выразить свой характер.
Лунный календарь, плуг и лошадь или талант и дотошность – можно долго гадать, что имеет решающее значение. С фактами не поспоришь: все кюве Francis Boulard & Fille, начиная с базового Les Murgiers, обладают незабываемой индивидуальностью и оцениваются критиками как выдающиеся. А значит, Франсис и Дельфин не зря поставили все на карту, когда выбрали собственный путь.Посмотреть все вина


