Загрузка

Пожалуйста, подождите...

Загрузка

Пожалуйста, подождите...

Изменят ли новые сорта винограда облик классических винодельческих регионов?
11.02.2025

В таких традиционных регионах, как Херес, Бордо и Шампань, разрешили высаживать новые сорта винограда. Как это повлияет на качество любимых вин?

На залитых солнцем виноградниках Хереса рождаются известнейшие вина Испании. Альбариса, белая почва региона, прекрасно подходит для паломино, педро хименеса (PX) и москателя. Мануэль Дельгадо (Manuel Delgado), директор по виноградникам компании González Byass, старается каждый год получать идеальный урожай. Для Дельгадо три главных сорта определяют специфику хереса. Особенно это относится к паломино, из которого производят около 90% вина.

«Паломино хорошо адаптирован к нашему климату, устойчив к болезням, жаре и засухе, — говорит Дельгадо. — Если бы мне пришлось выбирать второй сорт, я взял бы PX. У него более низкая урожайность, но отличный потенциал в наших жарких условиях».

Однако все меняется даже в регионе с крепкими традициями, и новые правила дают больше свободы производителям. В 2022 году Регулирующий совет (Consejo Regulador) разрешил выращивать еще шесть местных сортов, ранее почти забытых. Это беба, каньокасо, мантуо кастеллано, мантуо де пилас, перруно и вигириега.

Своим решением Совет надеется способствовать разнообразию и обновлению. Виноградные лозы, так хорошо приспособленные к суровым условиям Хереса, могут приятно удивить, если дать им шанс проявить себя. Хотя «старым новым» героям отведена небольшая роль, их признание означает начало эволюции в историческом регионе.

Херес - не единственный регион, который готов изменить состав вин. В Бордо производители уже экспериментируют с такими сортами, как марселан, аринарноа, турига насьональ, кастетс, альбариньо и лилиорила. В Шампани разрешено высаживать гибридный вольтис.

Великие винодельческие регионы веками строго ограничивали перечень разрешенных сортов. Однако сложности, связанные с изменением климата и потребительского спроса, побудили их проявить гибкость и увеличить разнообразие на своих бесценных виноградниках. Некоторые производители бросились испытывать новые варианты, другие проявляют осторожность и выжидают. Неизбежно возникает вопрос: как недавно одобренные сорта повлияют на привычный стиль классических регионов?

Виноградники

Необходимость диктует эксперименты с новыми сортами винограда в исторически известных винодельческих регионах.

Причины перемен

В Бордо поиск решений в ответ на изменение климата начался в 2007 году. В рамках проекта VitAdapt, возглавляемого Институтом наук виноградарства и виноделия (ISVV), на экспериментальном винограднике высадили 52 сорта vitis vinifera. В результате исследований были рекомендованы и одобрены шесть сортов, «представляющих интерес для адаптации к климату» (так называемых VIFA). Лозы VIFA могут занимать не больше 5% площади виноградника, а в ассамбляже их разрешенная доля не превышает 10%.

«Мы ищем альтернативу мерло, который стал набирать слишком много сахара. Нам требуется больше свежести, меньше спирта и устойчивость к болезням», — говорит Рашель Юбер (Rachel Hubert), совладелица Château Peybonhomme-les-Tours. Вместе с братом Гийомом она посадила кастетс в 2022 году и туригу насьональ — в 2015-м.

Сопротивляемость болезням важна не меньше, чем адаптация к климату. В июне 2022 года были утверждены как VIFA четыре гибрида, устойчивые к грибкам: белые флореаль, совиньяк и сувинье гри, а также красный видок.
Ближе к северу, в Шампани, разрешение использовать гибридный сорт вольтис выглядит святотатством. Ограничения аналогичны: вольтис может занимать до 5% площади виноградника, а его доля в ассамбляже не должна превышать 10%. Предполагается, свойства сорта позволят уменьшить использование фунгицидов, в частности – медного купороса.

«Мы надеемся, это поможет поддержать биоразнообразие, сократить выбросы углерода и защитить урожай во влажном климате», — говорит Хьюго Драппье (Hugo Drappier) винодел и виноградарь шампанского дома Drappier.

В Хересе изменение климата -  также одна из причин расширить список сортов. Но есть и другая: стремление сохранить наследие региона, восстановив забытые автохтоны.

«До филлоксеры у нас было 45 белых сортов, которые использовались при производстве разных типов вин, — говорит Рамиро Ибаньес (Ramiro Ibáñez), владелец и винодел хозяйства Cota 45. — К 2010 году они практически исчезли. Возрождение эндемиков расширит палитру стилей и позволит создавать более точные и сбалансированные вина».


Климатические изменения

Изменение климата стало движущей силой к посадке новых сортов винограда.

Первопроходцы осваивают новые сорта

Рамиро Ибаньес (Ramiro Ibáñez) из Cota 45 и Вилли Перес (Willy Pérez), владелец и винодел хозяйства Luis Pérez, возглавили движение за возрождение в Хересе забытых сортов еще до того, как они были сертифицированы. В 2017 году партнеры восстановили заброшенную винодельню M. Antonio de la Riva, где начали создавать вина с непривычным сортовым составом. Их херес Cuatro Cortados Veracruz сделан из паломино и недавно одобренного перруно.

Есть и другие производители, неравнодушные к истории Хереса. Среди них Forlong, Callejuela, Muchada-Léclapart, Primitivo Collantes. Все они входят в ассоциацию Territorio Albariza, которая работала над нововведениями в течение нескольких лет.

В Бордо сорта VIFA пока нельзя указывать на этикетке, но некоторые виноделы уже высадили их и готовы к экспериментам.

«Посадка забытых сортов — хорошая идея, хотя от некоторых отказаться было не просто так», — говорит Рашель Юбер (Rachel Hubert), совладелица Château Peybonhomme-les-Tours. Она планирует использовать в своих винах туригу насьональ и кастетс.

Пьер-Эдуард Шатен (Pierre-Edouard Chatin), владелец и винодел Château de Respide (Бордо, Грав), с 2016 года засаживает 1 гектар марселаном. Сначала вино из него поместье продавало наливом, но в 2022 году бутилировало 100-процентный марселан как Vin de France.

«Мы пока не знаем, удалось ли воспроизвести стиль Бордо, но в этом и заключается прелесть тайны (убрала бы «тайну» вообще, смысл понятен и без нее, а с ней звучит как-то не по-русски), — говорит Шатен. — Новые сорта раскрывают свои лучшие ароматические качества в более теплом климате, который постепенно устанавливается в Бордо».

Шампанский дом Drappier посадил вольтис в начале 2023 года, став первым домом, использующим все разрешенные в регионе сорта.

«Первые лозы вольтиса без какой-либо обработки радуют прекрасными здоровыми листьями. Кажется, у сорта неплохой потенциал для выдержки, хотя аромат может разочаровать. Посмотрим, что получится. Будущее даст нам ответ», — говорит Хьюго Драппье.

Новые сорта

Не все новые сорта ожидают успеха, но пока рано делать точные прогнозы.

Революция или эволюция?

Одобрение новых сортов в Бордо, Шампани и Хересе попало во все заголовки. Изменило ли оно в реальности стиль регионов? Похоже, большинство производителей решили придерживаться прежнего курса. «По нашим впечатлениям, мало кто отважился на эксперименты, — говорит Рашель Юбер (Rachel Hubert), совладелица Château Peybonhomme-les-Tours. —Пока рано оценивать изменения, но, если площади посадок сильно возрастут, мы, конечно, заметим влияние на профиль вин».

В Хересе также относятся к обновлению настороженно. «Я не буду сажать незнакомый виноград только потому, что он разрешен, — говорит Мануэль Дельгадо (Manuel Delgado) из Gonzalez Byass. — Сорт должен подтвердить свою ценность». Мануэль предпочитает надежные паломино и педро хименес, которые стабильно показывают себя от урожая к урожаю.

Изменения будут медленными, поскольку многие выбирают такой же рациональный подход. Но постепенно расширяя возможности производителей, Регулирующий совет поддерживает продуманную адаптацию, баланс между традициями и инновациями.

Эксперт по хересу Хесус Баркин (Jesús Barquín), один из авторов книги «Jerez, Manzanilla y Montilla: Vinos tradicionales de Andalucía» («Херес, Мансанилья и Монтилья: Традиционные вина Андалусии»), видит ценность в том, чтобы дать шанс забытым сортам. Он считает, что со временем их могли бы взять на вооружение больше производителей. «В ближайшее время вряд ли стоит ждать существенных изменений. Однако возможность для экспериментаторов открывать новые пути может дать заметный результат в будущем», — говорит Баркин.

В Шампани одобрение редких сортов позволяет плавно двигаться в сторону ответственного виноградарства и адаптации к изменению климата. Вольтис, как и авторизованные, но не слишком известные арбан и пти мелье, дает шанс на большее разнообразие, хотя большинство виноделов по-прежнему предпочитают проверенные сорта.

Исторические дома, такие как Billecart-Salmon, заняли выжидательную позицию. «Мы признаем усилия Комитета Шампани по выявлению сортов, устойчивых к болезням и изменению климата, — говорит генеральный директор Матье Билькар (Mathieu Billecart). — Но необходимо провести больше исследований, прежде чем пересаживать целые виноградники».

Пока на 300 гектарах хозяйства растут шардоне, пино нуар и менье, с которыми работает дом. Билькар не против экспериментов, хотя и настроен скептически. «Но это только одно из множества решений, которые, вероятно, придется использовать», — говорит он.

В приверженных традициям регионах делаются первые неторопливые шаги по внедрению новых сортов, так что уверенно рассуждать о будущем рано. Эксперименты ближайших лет покажут, смогут ли новые лозы — забытые и возрожденные — занять свое место на легендарных почвах.


Источник: Jessica Dupuy для SevenFifty Daily