
Маркус Келлер (Markus Keller), профессор виноградарства в Washington State University, считает частью своей работы «лопать мыльные пузыри и разрушать мифы». Он утверждает: «Честно говоря, нет никаких научных доказательств того, что по мере старения лозы происходят изменения в плодоношении, характеристиках ягод или вина».
При этом многие виноделы и потребители описывают вина со старых лоз так же, как Карин Варнелиус-Миллер (Karin Wärnelius-Miller): «В них есть глубина, красота и изысканность, которые просто не может дать молодой виноградник». Карин и ее муж Джастин — виноделы во втором поколении и владельцы поместья Garden Creek Ranch в Сономе (Калифорния). Их самые старые лозы – каберне совиньон, посаженный в 1969 году. Джастин подумывал пересадить или реконструировать участки, но потом признавал, что эти ягоды – ключевой элемент красного бленда. И чем их заменить?
«Старые лозы» – что это?
В 2024 году Международная организация виноградарства и виноделия (OIV) постановила, что старой лозой может называться одиночное растение, официально зарегистрированный возраст которого составляет не менее 35 лет. При этом во многих винодельческих регионах лозы считаются старыми после 25 или 30 лет, а кое-где – только после 100-летнего юбилея.
В поместье San Leonardo (Трентино) семья Геррери Гонзага (Guerrieri Gonzaga) с XVIII века производит вина в бордоском стиле. Ансельмо Геррери Гонзага отмечает, что в 25 лет лоза уже имеет надежную систему сокодвижения и рождает ягоды отличного качества, а в 50 приходит к идеальному фенольному балансу. Лозы, живущие более 100 лет, как правило, отличаются меньшей урожайностью, но дают более крупные грозди, что говорит о полной адаптации растения к окружающей среде.
Согласно новой резолюции OIV, виноградник можно называть старым, если не менее 85% его лоз подходят под определение «старые». Фактически организация поддержала проекты, посвященные сохранению виноградников: Historic Vineyard Society (HVS) в Калифорнии, Old Vine Project в Южной Африке, Old Vine Conference и Old Vine Registry в Великобритании.
HVS считает старыми виноградники, прожившие 50 и более лет, при этом полувековых лоз на них должно быть не меньше трети. Принято во внимание, что часть растений ежегодно теряется в результате болезней или по другим причинам.
Разоблачение старых лоз
Если мы сравним старую лозу и старого человека, увидим очевидные параллели. Оба смогли победить болезни или избежать их, оказались выносливыми и адаптировались к своей среде. У лозы развиваются мощные корни. Они пронизывают глубокие слои почвы, находя влагу, которая поддерживает растение в период засухи.
Считается, что низкая урожайность старых лоз гарантирует более высокое качество ягод. Но с этим все не так просто.

«Урожайность может снижаться, если лоза ослаблена болезнью ствола, вызванной патогенами, вирусами или грибками», — говорит Маркус Келлер, профессор виноградарства в Washington State University. Он ссылается на исследование Дилана Григга (Dylan Grigg) и его коллег. Для своей докторской диссертации 2017 года Григг изучал 150-летние лозы шираза в долине Баросса и пришел к выводу, что урожайность снижается с возрастом далеко не всегда.
«Если за виноградником хорошо ухаживают, орошают и удобряют его, правильно формируют лозу, то молодые и старые растения не отличаются друг от друга ни урожайностью, ни качеством ягод», — заявляет Григг.
Исследование, проведенное в Университете Гайзенхайма, показало, что лозы рислинга, которые высаживались в разное время в течение 40 лет, также дают одинаковый урожай. «Если растения разного возраста имеют схожую площадь листьев и глубину корней, вино со старых лоз не обязательно получится более насыщенным», — говорит Келлер. И уточняет: «При отсутствии орошения молодые саженцы с менее развитой корневой системой больше страдают от водного стресса, что может хорошо или плохо влиять на ягоды, в зависимости от силы и продолжительности такого стресса».
В Dominio Fournier (Рибера-дель-Дуэро) лозы темпранильо, высаженные в 1960-х годах, растут на каменистой почве, которая плохо удерживает воду. «По мере старения растение адаптируется к суровому климату. Ягоды становятся меньше, их кожица утолщается, и это полезно для производства красных выдержанных вин с большим потенциалом», — утверждает винодел Мариан Сантамария (Marian Santamaría).
Источник: Amy Beth Wright для SevenFifty Daily
https://daily.sevenfifty.com/the-science-of-old-vines/