Интервью с основателем проекта «Николаев и сыновья» Михаилом Николаевым, а теперь и с его сыном Михаилом Николаевым-младшим, читаются как захватывающий роман. Самые откровенные подробности о реалиях российского винодельческого бизнеса – вложениях, сроках и возможностях окупаемости, трудностях, успешных тактике и стратегии – можно узнать из них.
Целеустремленность, масштабность идей, динамичность и основательность – важные предпосылки успеха. По словам Артура Саркисяна, автора гида «Российские вина», 10 лет назад посещение винодельни Николаева в долине Лефкадия подтолкнуло эксперта к решению выпустить первый гид. В 2019 году шесть вин хозяйства отправились в США, на оценку к Роберту Паркеру, и получили от 88 до 91 балла, впервые в истории российского виноделия.
Семейное предприятие «Николаев и сыновья», известное многим по брендам «Лефкадия» и «Ликурия», «Темелион» и «Коллекция холостяка», основано в 2005 году. Московский финансист Михаил Иванович Николаев увлекся идеей производить вино, причем именно в России. И сразу же подошел к делу очень серьезно.
В качестве консультанта был приглашен легендарный французский энолог Patrick Léon. Уроженец Бордо, он создавал вина в Château Mouton-Rothschild и Château Lascombes, сотрудничал с Château d’Esclans в Провансе, Almaviva в Чили и Opus One в Калифорнии. Он помог сформировать стиль вин «Лефкадии» (как тогда называлось хозяйство), определить концепцию, выработать винодельческие практики. Именно он определял приоритеты для каждого винтажа: основные сорта, соотношение ассамбляжей и сортовых вин и т.д.
Всем, что касается виноградарства, с самого основания занимается еще один великий консультант – Gilles Rey, проработавший 18 лет в Château Mouton-Rothschild.
В 2013 году к семейной компании присоединился сын основателя Михаил Николаев-младший, и взялся за дело весьма решительно. Важно было уменьшить расходы и оптимизировать бизнес-процессы. Михаил не сторонник годами «хлестать дохлую лошадь»: если какой-то сорт не показывает достойных результатов, с ним надо прощаться. Одним из первых краткосрочных решений было уменьшить экспериментальные виноградники. Исходя из примерно тех же соображений был сокращен штат сотрудников.
Что касается стратегических линий, одна из важнейших – развитие региона. Именно региона, а не хозяйства. Николаев-младший постоянно подчеркивает важную для себя мысль: Лефкадия не винодельня, а территория. Земля, на которой есть место разным брендам с разной историей. И разным виноделам. Интересно, что бренды хозяйства формируются не по ценовым категориям, а в первую очередь на основании стилистических особенностей вин в зависимости от микротерруара.
Последовательное изучение терруара, исследование почв, наблюдение за сортами на разных участках вообще одно из важнейших направлений деятельности хозяйства на протяжении всей его истории.
Хозяйство расположено в Долине Лефкадия (Крымск Кубань), на бывшей территории Боспорского царства. Название с греческого переводят двояко: страна белого вина или белого тополя. С 2018 года эта зона относится к категории ЗНМП – Защищенное Наименование Места Происхождения.
Село Молдаванское, рядом с которым находится филиал винодельни, тоже имеет свою историю. В конце 19 века его основали молдавские иммигранты, переселенцы из Бессарабской губернии, приехавшие после окончания Кавказской войны.
В настоящее время общая площадь виноградников долины составляет более 200 гектаров. Климат умеренно континентальный, это самая прохладная зона на северо-востоке винодельческой России. Разница между ночными и дневными температурами может достигать 15 °C. Вегетативный цикл лозы удлиняется. Виноград созревает более плавно и гармонично. Это позволяет создавать вина с хорошей структурой и серьезным потенциалом.
Почвы разнообразные. Считается, что в целом они больше подходят для красных вин, однако в арсенале у Николаевых множество сортов, в основном европейские: пино нуар, каберне фран, шираз, совиньон блан, рислинг и т.д. Михаил Николаев старший является поклонником Condrieu, соответственно выбран и стиль вионье: округлые, полные, свежие и богатые вина, с яркими фруктово-цветочными ароматами.
Винодельческое оборудование постоянно обновляется, как и емкости для выдержки вин. В распоряжении виноделов не только стальные, но и бетонные чаны, бочки из кавказского, французского и американского дуба, квеври и амфоры. Есть великолепная лаборатория, где проводятся технические, аналитические и микробиологические исследования. Работает питомник.
«Николаев и сыновья» – это фермерское хозяйство, где производят не только вино, но и сыр, высокоолеиновое подсолнечное масло, мед, фрукты и овощи. Всю продукцию можно назвать органической: здесь не используют химические удобрения, регуляторы роста, пестициды, гербициды, ГМО и гормональные препараты.
В 2021 году Долина Лефкадия вошла в список TOP 50 World's Best Vineyards, заняв 23 место как одно из лучших туристических направлений мира. Сами они считают себя скорее объектом агротуризма. Местом, где можно отдохнуть от города.
В последние несколько лет семья вынашивала очень особенный винный проект. «Николаев и сыновья» не просто бренд. Это более личная, некоммерческая история. Коллекция представляет дух, вкусы и предпочтения всей семьи. Урожай собирается с лучших участков. Вина выходят не каждый год и относительно небольшим тиражом.
«Поставить свою фамилию на этикетку это большая ответственность, — комментирует Михаил Николаев-младший. — Ведь в таком случае у тебя нет никакого права на ошибку».
|