Загрузка

Пожалуйста, подождите...

Загрузка

Пожалуйста, подождите...

Новые разрешенные сорта Бордо
19.08.2019


Jane-Anson-BDWA.png


Джейн Энсон, колумнист Decanter 



Château Malromé (Шато Мальроме), прелестный, но находящийся вдалеке от винных маршрутов замок (в часе езды на юго-восток от Бордо), более всего известен туристам как родовое гнездо и место смерти великого французского художника Анри де Тулуз-Лотрека. Винам же хозяйства, выходящим под AOC Bordeaux, повезло гораздо меньше – они оставались вполне ординарным продуктом до 2013 года, когда с приходом новых владельцев качество вин заметно улучшилось.

Однако целью моего визита в Château Malromé было совсем другое: это хозяйство является, по сути, пилотной площадкой для экспериментов с сортом турига насьонал, одного из 7 новых сортов, разрешенных к высадке в некоторых апелласьонах Бордо. Решение об этом было принято несколько недель назад, причиной его названа борьба с глобальным потеплением. Объявление это, естественно, вызвало бурные дебаты, но в Château Malromé планируют приступить к посадкам туриги в следующем году, а пока занимаются расчисткой участков и закупкой саженцев.


malrome_pdv3621.jpg


«Окончательный вердикт будет принят не раньше следующего года», – отмечает Шарль Эстаже, управляющий хозяйством. «На данном этапе мы определяем наилучший терруар для нового сорта и ведем переговоры с местными питомниками по поводу закупки молодых лоз, хотя, скорее всего, мы будем импортировать их из Португалии через посредничество одного из таких питомников». Пока Эстаже и его консультант Брюно Лакост сошлись на том, что необходимо выкорчевать 30-летние лозы сверхпродуктивного клона мальбека с песчано-гравийного юго-западного склона холма, заменить их на лозы туриги насьонал и понаблюдать, сможет ли именитый португальский легионер повторить свой успех в Бордо.

«Château Malromé – истинные первопроходцы в Бордо, утверждает Лакост, ведь работа с этими сортами – по-настоящему новое веяние. Многие мои клиенты задают вопросы, пытаясь понять, что могут привнести турига насьонал и иже с ним в устоявшуюся жизнь Бордо. В питомниках региона этих лоз еще нет, хотя переговоры об их появлении идут. Кстати, в Мальроме не одиноки в своих начинаниях».


malrome-estager.jpg

Шарль Эстаже



На сегодняшний день, однако, большинство виноделов размышляют, стоит ли игра свеч. Первый человек, мнением которого я поинтересовалась, был Жонатан Дюкур, хорошо известный культивированием гибридных сортов винограда для своего вина Métissage (Vin de France) – практика, также новаторская в Бордо. «Меня больше всего беспокоят две другие проблемы: постоянно повышающийся уровень алкоголя в винах и рост болезней лозы», ответил Дюкур. «На самом деле, даже сорта, уже давно разрешенные правилами региона, такие как коломбарпти вердо и карменер, могут помочь в обуздании чрезмерного алкоголя. Также мы возимся с гибридами, поскольку убеждены, что они более болезнестойки, а кроме того, уменьшают необходимость в использовании пестицидов. Пока мы поглощены экспериментами в этом направлении и подождем 2-3 года, прежде чем рассмотрим целесообразность посадок новых авторизованных сортов. Однако, мы ни в коем случае не сбрасываем их со счетов».


touriga.jpg

Турига насьонал



Декларация о новых сортах прозвучала громко, но это не единственное новшество в регионе: буквально в прошлом месяце мне попался на глаза своего рода «устав винодела» апелласьона Entre-deux-Mer, где теперь разрешается ирригация при условии предварительного одобрения регулирующим советом, и не более двух раз на одном участке в течение одного сезона. Строго говоря, ирригацию изредка практиковали и раньше, в случае сильной засухи, но это требовало мучительной процедуры доказывания и согласований с властями, и потом, это всегда было исключением. Тем удивительнее читать о столь тщательно прописанных правилах насчет орошения, впрочем, судя по всему, такая поправка принята пока только в одном Entre-deux-Mer.

Однако вернемся к либерализации сортового состава вин Бордо – эта мера вызывает ажиотаж и дискуссии, но, вне всякого сомнения, идет в тренде реакции виноделов на изменения климата, оценить которые мы будем в состоянии только спустя какое-то время. На данный момент является очевидным увеличение инвестиций в закупку и высаживание новых лоз и емкостей для винификации, а также, как неизбежное следствие, рост бюрократического документооборота для фиксирования всего этого. Что любопытно, ни в одном из престижных апелласьонов Бордо ни словом не заикнулись о том, что они могут последовать примеру Château Malromé сотоварищи, так что влияние новых разрешенных сортов на вкус бордоских вин – вопрос очень спорный. «Это прорыв, не унывает Брюно Лакост, прорыв, который демонстрирует, что Бордо тоже способно меняться. Однако и переломным моментом его тоже пока назвать нельзя».


s-l1000.jpg


 

Правила введения новых сортов в Бордо

 

·         Все новые сорта винограда будут считаться «экспериментальными» в течение последующих 10 лет.

·         Площадь их посадки не должна превышать 5% от общей площади, а доля в вине – 10% от финального бленда.

·         Эти сорта не могут быть упомянуты на этикетке бутылки.

·         Эти сорта вводятся только для AOC Bordeaux/Bordeaux Superieur (55% всех виноградников Бордо) для красных вин и AOC Entre-deux-Mers and Bordeaux Blanc для белых. Такие апелласьоны как, например, Pauillac или St-Emilion исключены из эксперимента.


 

Красные сорта

 

Аринарноа: кросс танна и каберне совиньона (1956), который, по словам Лакоста, «может быть мощным и слегка «зеленым», очевидно, для усиления кислотности. Кроме того, и это, пожалуй, даже более важно почки аринарноа раскрываются очень поздно, что дает преимущество в период весенних заморозков. 

Марселан: кросс каберне совиньона и гренаша, достаточно распространенный в странах Средиземноморья, а теперь еще и в Китае, где порой дает интересные результаты. Выглядит многообещающе для Бордо. 

Кастетс: исторический сорт винограда, некогда распространенный в Жиронде (и один из трех сортов, наряду с тарне-куланом и пардоттом, которые получили известность после включения в ассамбляж самого дорогого вина в мире Liber Pater 2015, стоимостью 30 000 евро за бутылку). Кастетс крайне редок, и сложно ожидать его серьезного количественного роста, но было бы интересно понаблюдать за его возрождением и поведением в современных условиях. 

Турига насьонал: хорошо адаптирующийся португальский сорт, дающий тельные и ароматные вина. Лакост работал с ним в Бразилии, был доволен результатами, и с большим энтузиазмом относится к его перспективам в Бордо: «Турига насьонал может вдохнуть новую жизнь в определенные бордоские вина, сделать их более богатыми и ароматически сложными».


 

Белые сорта

 

Алваринью: специалитет Винью Верде и Галисии, сорт с безупречной репутацией и высоким уровнем кислотности. Несмотря на то, что климат этих регионов сильно отличается от Бордо, если алваринью приживется, то хороший потенциал в винах с его участием очевиден. 

Лилиорила: кросс шардоне и гасконского сорта барок, появившийся в 1950-е годы. Пожалуй, наименее известный из всего списка, по некоторым свидетельствам, сорт с низкой кислотностью при полном вызревании, так что выбор его в данном случае непонятен. 

Пти мансан: выглядит наиболее интересным из трех белых сортов, обычно он растет на Юго-Западе Франции, в регионе Жюрансон, и обладает большой ароматической сложностью, что делает его прекрасным партнером для ассамбляжа. Справедливости ради отметим, что медокские Château du Retout и Château de Tetre уже несколько лет используют его «старшего брата», гро мансан, в производстве своих превосходных белых Vin de France.

Считается, что все эти сорта обладают либо повышенной устойчивостью к болезням, таким как серая гниль и милдью, либо способны успешно сопротивляться глобальному потеплению – последнее в отдаленном будущем может пошатнуть позиции мерло как сорта, чрезвычайно восприимчивого к высоким температурам.



Перевод: Денис Голубцов


08536566_NS_0001_photo.jpeg