Загрузка

Пожалуйста, подождите...

Загрузка

Пожалуйста, подождите...

Реестр старых лоз от Дженсис Робинсон
29.07.2023

Old Vine Registry: начало


«Добро пожаловать в первую в мире краудсорсинговую глобальную базу данных живых исторических виноградников. Мы стремимся создать самый авторитетный перечень в мире, надеясь, что рост известности и внимания поможет виноградникам и винам, которые на них рождаются, выжить и процветать». Так встречает посетителей сайт Old Vine Registry – проект Дженсис Робинсон и группы ее коллег, посвященный старым лозам.

Дженсис начала писать о сохранении старых лоз более 15 лет назад, а в 2010 году вместе с Тэмлин Каррин, редактором и винным критиком, принялась за составление реестра. В 2013 году состоялась встреча Робинсон и Розы Крюгер, журналиста и консультанта по виноградникам, которая с 2002 года собирала информацию о старых лозах Кейптауна, что в итоге вылилось в Old Vine Project. Большой вклад в продвижение темы внесла Сара Эбботт, соучредитель британской The Old Vine Conference, активно продвигающая виноделие таких регионов, как Грузия, Армения, Турция и Ливан (их виноградники тоже, конечно, попали в реестр).

Со временем простая электронная таблица, с которой все начиналось, стала довольно громоздкой. С помощью Алдера Ярроу, создателя Vinography.Com, было найдено финансирование, и талантливые разработчики превратили реестр в удобную онлайн-базу. Список открытый. Каждый может внести свой вклад, отправив через специальную форму информацию об известном ему винограднике.

От Франции до Австралии

Понятие «старые лозы» трактуется очень по-разному в зависимости от страны и региона, иногда достаточно произвольно. В Old Vine Registry включены виноградники, которым не меньше 35 лет. Это требование соответствует критериям, установленным организациями по всему миру, в том числе теми же The Old Vine Conference и Old Vine Project.

Поиск удобный, осуществляется по стране, названию производителя или виноградника, возрасту, региону, сорту и пр. Интерес к хорошо знакомому Paxton Jones Block Shiraz возрастает, когда видишь, что лозы посажены почти 60 лет назад. У Recaredo, входящего в ассоциацию Corpinnat, обнаруживаем сразу 10 виноградников-долгожителей. Столько же – у Quinta do Crasto, производителя вин и портвейнов из Дору. Трудно поверить, что Domaine de Chevalier (Бордо, Пессак-Леоньян) до сих пор делает вино с участка старше 220 лет, а некоторым лозам рислинга Van Volxem в этом году стукнет 100. Еще на год старше – 4,5 гектара красных бордоских сортов в Château Haut-Bailly. А два участка на склоне Этны, принадлежащих Passopisciaro, в этом году отмечают 85-летие.

«Дорогие мои старики»


Спасение старых лоз не просто романтическая идея. Они хранят в себе секреты выживания, так как адаптировались к внешним воздействиям на протяжении десятилетий и даже столетий. Научились переживать засуху, жару и другие погодные стрессы, справляться с вредителями и болезнями.

Их корни длиннее, а ягоды мельче, урожайность естественным образом снижена. Это помогает делать сложные и богатые вина с хорошим потенциалом.

Старые виноградники часто отличаются разнообразием клонов и редких сортов, которые можно использовать для селекции. Многолетние лозы гораздо лучше приспособлены к почве, им не требуется орошение и почти или вовсе не нужны химикаты.

Эти корявые толстые долгожители играют важную роль в циркуляции влаги, их глубокие разросшиеся корни связаны с подземными микоризными сетями, которые питают и защищают почву.

Старые лозы имеют и социальное значение, так как напоминают об уважении, признании и сохранении традиций, о древней мудрости, важности знаний и опыта, передающихся из поколения в поколение.

Древние виноградники всегда часть истории, семейной или региональной. Они дарят вспоминания, ощущение вечности, а часто – и урожай для самых лучших вин.

Как это все защитить? Авторы предлагают ряд мер. Важно ценить вино со старых лоз больше, чем мы это делаем. Правительства не должны субсидировать выкорчевывание виноградников с последующей заменой старых лоз молодыми. Надо создавать налоговые льготы, финансировать схемы защиты, обучение виноградарей, испытания и исследования. Производители вина должны платить больше за виноград со старых лоз; импортеры, дистрибьюторы и потребители – за вина из этого винограда.


По материалам Old Vine Registry