Загрузка

Пожалуйста, подождите...

Загрузка

Пожалуйста, подождите...

Винные тренды 2024. Часть 1
08.08.2024

Шесть винных трендов 2024.

В 2024 году в центре внимания будут: здоровье почвы, забота о сотрудниках винодельческих хозяйств, новые веяния с Восточного побережья США. Стремление к консолидации и сотрудничеству изменят отрасль.

Инфляция, падение продаж, дефицит кадров и климатический кризис — в 2023 году винный мир пережил немало потрясений. Но есть и основания для оптимизма. Ответственные виноделы продвигают еще более экологичные методы, а новое поколение выбирает творчество и расширение границ, и готовы выйти за привычные рамки.

1. Регенеративное виноградарство — новый стандарт


Четыре года назад, когда Стивен Кронк (Stephen Cronk) из Maison Mirabeau купил виноградник, почва была настолько убита конвенциональным сельским хозяйством, что восстановить ее органическими методами уже не получалось. Кронк прочитал о Мими Кастил (Mimi Casteel), владелице Hope Well Wine в Орегоне. Используя практики так называемого регенеративного земледелия (оздоровление почвы и воды, увеличение биоразнообразия, использование домашнего скота, отказ от химикатов и многое другое), Кастил создала экосистему, в которой производит великолепные вина, уменьшив углеродный след. «Она работает с природой, а не против нее», — говорит Кронк.

Сегодня Кастил и Кронк – соучредители Фонда регенеративного виноградарства (RVF). Это объединение должно, по словам Кронка, «подтолкнуть к пониманию научных принципов, лежащих в основе регенеративного сельского хозяйства». Фонд поддерживают крупные игроки: Jackson Family Wines, Möet Hennessy и Famille Perrin.

Пример не единственный. В 2021 году Familia Torres и несколько других испанских виноделен создали Ассоциацию Регенеративного Виноградарства (Regenerative Viticulture Association), в которую теперь входят более 100 производителей из девяти стран. В 2023 году она стала партнером RVF по программе международной сертификации (RVA certification).

Американскую программу Regenerative Organic Certified (ROC) в 2017 году запустили компания Patagonia и Институт Родейла в рамках Regenerative Organic Alliance (ROA). Фонд Porto Protocol, основанный домом Taylor’s Port, International Wineries for Climate Action (IWCA) и другие организации также взяли на вооружение регенеративные принципы. Это уже кардинальные перемены в области виноградарства.

«Регенеративное земледелие развивается быстрее, чем мы предполагали», — говорит Джейсон Хаас (Jason Haas) из Tablas Creek (Калифорния), первой винодельни, сертифицированной ROC —ROA заявляет, что сертифицирован миллион акров земли по всему миру. В основном подключились биодинамические винодельни, но есть потенциал для более широкого распространения. Использование передовых достижений науки для оздоровления почвы помогает парировать заявления, что биодинамика антинаучна».

Из-за возникшей шумихи есть опасность явления, которое Марта Мендонка (Marta Mendonca) из Porto Protocol называет regenawashing (по аналогии с greenwashing). Другими словами, компании начнут имитировать регенеративную деятельность. «Внешняя проверка позволяет повысить прозрачность и подконтрольность», — говорит Джозеф Бринкли (Joseph Brinkley), директор по регенеративному сельскому хозяйству в компании Bonterra, сертифицированной ROC. 2024 год будет годом регенеративного виноградарства.

2. Сотрудники в центре внимания. Иначе никак


Винодельня Bonterra променяла биодинамику на ROC по гуманитарным причинам. «Долгое время речь шла только о том, чтобы заниматься сельским хозяйством, не эксплуатируя почву. Социальный фактор не учитывался, — говорит Бринкли. — Ошибка думать, что можно создать сертификации, которые не учитывают благополучие сотрудников, при этом влияют на продовольственную систему».

Адекватная зарплата, достойные условия труда, внимание к критике от сотрудников — винодельни выигрывают, когда обеспечивают все это. Еженедельные сеансы обратной связи с работниками, которые проводит компания Tablas Creek в рамках сертификации, повысили эффективность процессов и уменьшили количество поломок оборудования. «Благодаря приличной оплате мы можем укомплектовать штат в любой момент, когда нам это нужно», — говорит Хаас.

Все это крайне важно для отрасли, где 45% предприятий испытывают трудности с поиском сотрудников. Отсутствие должного отношения к персоналу и его нехватка идут рука об руку, так как люди отказываются от низкооплачиваемой тяжелой работы. Отчаявшимся хозяйствам приходится обращаться к недобросовестным субподрядчикам.

3. Консолидация и сотрудничество меняют отрасль


«Во время эпидемии COVID продавать вино было легко, так как людям хотелось сбежать от действительности», — говорит Дэн Петроски (Dan Petroski), основатель и винодел Massican Wines (Калифорния). Затем продажи снизились, а производственные затраты выросли. Началась консолидация рынка: крупные игроки поглощали средних, которым не хватало средств. В первом полугодии 2023 года в отрасли состоялось 11 больших сделок. Во втором полугодии компания Duckhorn приобрела винодельню Sonoma-Cutrer за 400 миллионов долларов, Treasury Wine Estates отдала около 1 миллиарда долларов за Daou, а Gallo купила поместья Rombauer и Massican.

Благодаря масштабной логистике Gallo, Massican может уделить внимание ценовой и географической доступности. Петроски считает, что в 2024 году таких сделок станет больше.

Пол Тинкнелл (Paul Tincknell), совладелец консалтинговой компании Tincknell & Tincknell, согласен. Производство вина в мире опустилось до самого низкого уровня за последние шесть десятилетий. «Я думаю, нам еще придется читать о слияниях и поглощениях, которые концентрируют покупательную способность в нескольких корпорациях. Цены на виноград и балк падают, что приводит к продаже виноградников и закрытию виноделен».

С дистрибуцией все еще хуже. «Продавцы продолжают объединяться и расширять долю рынка. Крупные производители отдают предпочтение крупным же дистрибьюторам. Это ограничивает возможности компаний среднего размера и полностью закрывает двери для небольших виноделен», — объясняет Тинкнелл.

Министерство финансов США опубликовало отчет за 2022 год с рекомендациями правительственным учреждениям препятствовать монополизации отрасли.

Коллаборации могут быть и прогрессивными. Джаде Марли (Jahdé Marley), создательница саммита ABV (Anything But Vinifera) Ferments и платформы для мероприятий By the Hand, приводит в пример штат Вермонт, где объединились Shelburne Vineyard, Eden Specialty Ciders и Iapetus Wines. «Здесь дело не в том, что на рынок выходит «большая шишка». Малые бизнесы кооперируются, чтобы быть более эффективными», — говорит Джаде.

Компании, предоставляющие мелким производителям услуги по производству и продвижению вин (custom crush facilities), также становятся более отзывчивыми, уделяя особое внимание винодельням со скромными ресурсами. Хороший пример – AVP Wine Collective в Орегоне или Common Wealth Crush в Вирджинии.

Продолжение статьи