В августе 2023 года произошло событие, которое смогло отвлечь австрийских виноградарей от мыслей о сборе урожая. Министр сельского и лесного хозяйства Австрии подписал сводный регламент к Закону о виноделии, заложивший основу для официального признания категорий Erste Lage и Grosse Lage.
До этого термины использовались только членами Ассоциации австрийских традиционных виноделен (Österreichischen Traditionsweingüter, ÖTW), созданной в Кремсе 30 лет назад 10 виноделами. Сегодня в ÖTW входят производители из Кампталя, Кремсталя, Трайзенталя, Ваграма, Вены, Терменрегиона и Карнунтума, но и они не могут размещать полные названия категорий на этикетке. У изменений есть сторонники и противники, вопрос активно обсуждался на ÖTW Single Vineyard Summit в сентябре 2023 года.
Миссия ÖTW изначально предполагает создание иерархии виноградников по примеру бургундских премье и гран крю. При этом оцениваются как физические, так и коммерческие показатели, то есть важна не только способность виноградника давать высококачественный урожай, но и репутация вин (баллы от критиков и рыночные цены). В этом смысле есть сходство с классификацией Бордо 1855 года.
Михаэль Моосбруггер - президент ассоциации ÖTW, винодел и CEO Schloss Gobelsburg, отметил на пресс-конференции, что дегустация в рамках саммита – важный этап процесса классификации. ÖTW ежегодно собирает оценки экспертов и отслеживает, как меняется качество виноградников (а не производителей) с течением времени.
Моосбруггер, который живет и дышит классификацией (при этом умудряется играть на фортепиано по часу в день), постоянно подчеркивает, что ÖTW не является элитарной организацией. «Деятельность ÖTW основана на убежденности, что место происхождения и его продвижение совместно с сообществом виноградарей – наиболее социально приемлемая и демократичная форма винного маркетинга», – говорится в буклете ассоциации.
Не каждый согласится с этим утверждением. Лучшие виноградники часто разделены между несколькими производителями, но все-таки не являются в экономическом смысле общественным благом, в отличие от географического наименования, которое могут указывать на этикетке все производители региона (на чем, например, основана французская система апелласьонов).
Если бы критерии оценки участков были чисто физическими и не зависели от способности производителя не только делать великолепное вино, но также продвигать и продавать его, у молодых виноградарей было бы больше возможностей. Особенно речь о тех, кто не получил землю в наследство.
Моосбруггер в ответ замечает, что рост индивидуализма – как в вине, так и в обществе в целом – уже бросил вызов апелласьонной системе, и приводит пример супертосканцев, которые отказались от статуса DOC в пользу Vino da Tavola или IGP). Он утверждает, что одним из принципов ÖTW является коллективная ответственность. Его мантра: «Происхождение – коллективное благо».
Надо признать: если среди более чем 4000 виноградников Австрии, разрешенных для указания на этикетках вин DAC, выделят лучшие, это будет полезно для потребителя. Иначе как он в них разберется?
Споры о классификации, которая подчеркивает различие между географическим наименованием и категорией, обострились, так как региональные винные комитеты теперь могут подать заявку на право использовать термин Erste Lage для вин с одного виноградника.
Позволив ÖTW оперировать понятием Erste Lage, национальный винный комитет просто вынужден добавить классификацию в австрийский закон о вине. Иначе производители, не входящие в ассоциацию, окажутся в невыгодном положении. Роман Хорват MW, управляющий директор Domäne Wachau, объясняет: «Лоббирование со стороны виноградарей – не членов ÖTW стало настолько сильным, что австрийским регуляторам ничего не оставалось, кроме как сделать классификацию участков официальной и доступной для всех виноделен».
Больше всех изменениям рад Михаэль Моосбруггер. Члены ÖTW обозначают категории на этикетке в течение многих лет, пусть даже эмблемой, а не словами. Они уже провели работу по оценке своих виноградников и выделению лучших, так что готовы подать заявки в числе первых. Как только термин Erste Lage появится на этикетках, от значка 1ÖTW можно будет отказаться. «Мы гордимся тем, что добились прогресса для австрийского виноделия», – говорит Моосбруггер.
Радость Михаэля разделяют не все. А некоторые еще не определились. Путь открыт, но процесс неизбежно долгий, бюрократический и сложный. Многие не уверены, что в итоге выиграют.
Схема такая. Виноградари региона DAC должны прийти к согласию насчет новой классификации. Затем их региональный винный комитет подает заявку в национальный комитет и предоставляет на рассмотрение перечень виноградников – кандидатов на звание Erste Lage. В документе нужно подтвердить историческое значение каждого, топографическую, климатическую, геологическую и почвенную однородность, а также экономический/рыночный успех производимых вин. Важно отметить, что площадь одного виноградника не может быть больше 35 гектаров (86,4 акра). Вероятно, будет установлен лимит: разрешат классифицировать не более 20% виноградников региона. Виноградник, классифицированный как Erste Lage в течение пяти лет, сможет претендовать на статус Grosse Lage.
Крис Йорк, управляющий директор Австрийского бюро винного маркетинга (AWMB), считает, что первые Erste Lage появятся не раньше 2025 года.
Людей смущают не только горы документации, есть и более фундаментальные, идеологические возражения. Vinea Wachau, ассоциация производителей региона Вахау, основанная 40 лет назад, имеет только один критерий отбора – место расположения виноградников и винодельни. Поэтому она гораздо более инклюзивна, чем ÖTW.
Есть риск, что производители, которые уже добились успеха, преуспеют еще больше и увеличат отрыв от тех, кто начинает с нижних ступенек лестницы. (Знакомая история для всех, кто в курсе нынешней пропасти между богатыми и бедствующими шато в Бордо.) Более того, многие из лучших виноградников Вахау, например Achleiten, Singerriedel и Loibenberg, и так хорошо известны продавцам и потребителям и не нуждаются в подтверждении репутации.
Президент Vinea Wachau Эммерих Кнолль назвал себя «разделенной душой». Как виноградарь, он предпочел бы классификацию, основанную исключительно на физических характеристиках терруара, без привязки к рыночному успеху вин. Он задается вопросом, что будет с потенциально выдающимися участками, которые в настоящее время не обрабатываются ни одним из ведущих производителей. Как они попадут в классификацию? Любая иерархия неизбежно ведет к конфликту: не все виноградники получат престижный статус, что нанесет ущерб виноделам, использующим урожай с этих участков.
В Вахау есть эксклюзивные стили вин, такие как Smaragd и Federspiel, и это тоже осложняет дело. Совершенно непонятно, как будут сочетаться между собой классификации. Такая же путаница возникнет и в Штирии, где уже есть классификация STK.
Многие производители, не входившие в ÖTW, не стремились к принятию закона, а теперь их поставили перед фактом. И если они не участвуют, то оказываются в невыгодном положении. Принуждение никогда еще никого не радовало.
С другой стороны, Марион Эбнер-Эбенауэр из Вайнфиртеля, которая устала от невозможности протащить свои вина с отдельного виноградника через консервативную дегустационную комиссию DAC, тепло приветствует создание классификации. Она пишет: «Виноградники, за которыми ухаживали три поколения семьи, это наше наследие. Мы гордимся почвами, климатом, минеральностью. И мы рады, что скоро они получат статус Erste Lage!»
Кристоф Вахтер из Wachter Wiesler в Айзенберге также настроен оптимистично и собирается бороться, чтобы Eisenberg DAC подал заявку на включение виноградников в классификацию. «Я искренне верю, что это откроет глаза многим виноделам и поможет понять, каким сокровищем они на самом деле владеют», – говорит он.
Генрих Хартль из Weingut Heinrich Hartl III в Терменрегионе высказался прагматично: «Думаю, нам еще рано. Мы были последним регионом, который получил статус DAC, и это не случайно. Потребовалось много времени, чтобы определиться, чего мы уже достигли и над чем нам нужно работать, и донести это до производителей. Сейчас мы должны сосредоточиться на регулировании в рамках DAC. Мы начали процесс обозначения и описания стилей, работаем над позиционированием наших Ortsweine (Gumpoldskirchen, Tattendorf, Perchtoldsdorf, Sooss, Baden и Wiener Neustadt) на рынке. До недавнего времени всего несколько наших виноделен выпускали в продажу Riedenweine (вино с конкретного виноградника). Думаю, раз мы не были среди пионеров DAC, мы также не побежим переходить на эту абсолютно новую систему, понадобится некоторое время. Но это не значит, что мы снова должны оказаться последними в Австрии».
Легко предвидеть жаркие дебаты и выкручивание рук в региональных винных комитетах. Важно, чтобы все эти страсти и процесс внедрения, если он будет выбран, не отвлекали производителей от создания великих вин.
По материалам статьи Джулии Хардинг MW для JancisRobinson.com