Волы. Жуки. Люди
Изменения стиля, предпринятые Хайнрихом после перехода на биодинамику, казались коммерческим самоубийством, но, благодаря минимальному вмешательству в винификацию биодинамического винограда вина стали намного более чисто выражать терруар, обрели утонченность и точность.
Jamie Goode, Wine AnorakВина Heinrich – это натуральное виноделие с лазерной точностью и тщательностью, без каких-либо огрехов, грязи или грубости.
Anne Krebiehl MW, The Wine EnthusiastА ведь Гернот Хайнрих (Gernot Heinrich) мог оставаться преуспевающим бизнесменом от виноделия, безусловной звездой Бургенланда, корифеем, раскрывшим потенциал красных австрийских автохтонов. Его идеально сбалансированные, очаровательно-безупречные single-vineyards или же вина, выпущенные в рамках проекта Gabarinza либо Pannobile, принесли ему заслуженную славу. Однако Гернот не почивал на лаврах, он хотел двигаться вперед, пусть даже поставив в какой-то момент на кон свою репутацию. В начале XXI века он, при помощи супруги и команды единомышленников, обратился к биодинамике, сделав упор на минимальном добавлении диоксида серы, широком биоразнообразии и активном использовании старых бочек различных объемов. Гернот радикально поменял собственную философию, но магия успеха осталась при нем – биодинамические вина Weingut Gernot & Heike Heinrich представляли уже не новую, а новейшую Австрию.
Свобода. Смелость. Дерзость.
Все эти определения – синонимы немецкого слова Freiheit, которое как нельзя лучше отражает нынешнее творчество Гернота Хайнриха. Он пошел еще дальше в исследовании своих терруаров и создал ряд запоминающихся вин, которые сейчас принято называть натуральными, на контрасте с теми, где вмешательство винодела и современных технологий выглядит чрезмерным. Ярким примером является серия Freyheit (неправильное правописание выглядит то ли сознательным «вольнодумством», то ли отсылкой к богу плодородия Фрею из германского пантеона – можно спросить у самого Гернота, да только стоит ли?).
Graue Freyheit – белое, розовое, бургундское – так Хайнрих определяет свое самое, пожалуй, загадочное вино из пино блан, пино гри и шардоне. Укутанное в непрозрачную алхимическую колбу, настоянное полтора года в амфорах и больших бочках, помнящих еще Парацельса, оно вдохновляет и поражает своей непостижимостью. Перед подачей это вино нуждается во встряске, чтобы населяющие его элементы сложились в чудесную мозаику.
Naked White – Гернот Хайнрих аллегорически противопоставляет простоту и естественность этого вина, одетого в новое платье короля, монументальным трактатам о смысле жизни. Винодел видит свое шардоне с небольшим добавлением прочих бургундских сортов и муската как безыскусную зарисовку о текущей жизни, призывая наслаждаться каждым ее моментом. Излишне говорить о том, что серия Freyheit принципиально отвергает диоксид серы во всех его проявлениях.
Несколькими. Годами. Ранее.
Фред Лоймер (Fred Loimer), соратник Гернота по элитному объединению Premium Estates of Austria, также прошел этот путь. Модные грюнеры в международном стиле, заигрывания с новым дубом, засвеченность в престижных гидах – все это было не то, о чем мечтал Фред, с самого детства инстинктивно понимавший, что истина таится в выражении многочисленных и разнообразных терруаров родного Кампталя. Как и в случае с коллегой, Фреда ждали годы переосмысления подхода, стратегии, философии. И, как и Хайнрих, Лоймер нашел свое призвание в биодинамике (став сооснователем биодинамической ассоциации Respekt, объединившей виноделов со всего немецкоговорящего мира).
Внимание! Attention! Achtung!
Фред всегда отличался пытливым умом и страстью к экспериментам, поэтому создание линейки под названием Achtung! не стало сюрпризом. Чтобы стали нагляднее весь масштаб и глубина этого поистине научного опыта, просто приведем описание винификационного процесса для Gruner Veltliner mit Achtung 2019:
Половина сусла раздавлена с гребнями, длительность 5 дней. Вторая половина – цельные грозди без гребней (8 дней). Последующая спонтанная ферментация в квеври (50%) и в дубовых бочках (50%). Выдержка на грубом осадке в квеври (50%) и в дубовых бочках (50%). Переливка, ассамблирование, довыдержка на тонком осадке в дубе. Добавлено 20 мг диоксида серы после ассамблирования, перед бутилированием сера не добавлялась.
Схожим образом создавались (иного слова не подобрать) и «коллеги по цеху», более ароматные Traminer и Muskateller. Впрочем, «ароматность» здесь нужно понимать лишь как свойство этих сортов, в линейке Achtung! они звучат сдержанно, гармонично и благородно – траминеры и мускаты редко могут похвастаться этими качествами.
Компания Винотерра не делает акцент на натуральные вина, стараясь взвешенно реагировать на ажиотаж вокруг таких продуктов, но когда наши давние, проверенные годами друзья, обращаются к чему-то новому, мы лишь приветствуем такие эксперименты. Ибо мы убеждены, что сделать по-настоящему революционное вино можно только тогда, когда ты в мельчайших деталях освоил классические принципы виноделия и обладаешь внушительным багажом знаний, чтобы двигаться вперед. А мы уверены в подобном бэкграунде всех наших виноделов.
Автор: Денис ГОЛУБЦОВ