Классика с немецким акцентом: Немецкие зекты hi-end находятся в серьезном международном тренде, а их лучшие представители котируются очень высоко. Конек Германии в этом случае – разнообразие, а точнее два выраженных стиля – Riesling Sekt и вина из шампанских сортов. Среди последних Raumland особняком, и благодаря своему выдающемуся качеству вин удостоился даже большого ревью в The World of Fine Wine. Вина производятся по абсолютному фэн-шуй – прохладный климат Рейнхессена, меловые почвы и органические практики, оксидативная выдержка vin clair и долгий elevage. Raumland Cuvee Katharina Brut Nature 2016, бленд пино нуара и пино менье с выдержкой на осадке около 5 лет – подойдет ценителям строгости, чистоты и энергии, где, несмотря на возраст и глубину, доминирует свежесть и электрический вайб. Raumland Cuvee Marie-Louise Extra Brut 2017 – «сестра» с другим, более мягким характером, чистый пино нуар с четырехлетней выдержкой за счет дозажа под 6 грамм, прячет кислотность и минеральность в послевкусие, выводит фрукт и щедрую выпечку на первый план, что многим придется по вкусу. Когда пробуешь эти вина, то невольно думаешь о том, как Раумланды научились искусно подделывать «шампанский стиль», но правда заключается в том, что почвы, сорта и климат – очень похожи на Montagne de Reims. Отличные образцы для того, чтобы испытать ваших коллег в слепой дегустации, кстати. Riesling Sekt – это «животное» совершенно другого толка, оно уверенно и четко говорит о том, что оно – рислинг, и о своем происхождении, а выдержка на осадке выступает в роли «группы поддержки». Barth Riesling Extra Brut преподнесет на «тонком блюдечке из выпечки» классику Рейнгау с тонами лимона и лайма, с белыми цветами и семенами горчицы. Ravensburg Rabanus Brut 2017 с известных известковых холмов Крайхгау в Бадене делает акцент на йодистости и морской соли, оставляя садовые фрукты и тона выдержки на втором плане.
Domaine les Astrelles – имя в Бургундии новое, но никак не новый домен. Ранее он в миру был известен как Domaine Pierre Naigeon и специалист по микро-кюве из Gevrey-Chambertin. Тем не менее, его креманы также завоевали всеобщую любовь в России, которая забирала практически все производимые бутылки. Наследник Пьера и новый босс погреба – Жюльен Мийе, с послужным списком работы в Comte de Vogue и Felton Road среди прочих, в целом не стал «мести по-новому», а скорее продолжил совершенствовать стиль Пьера, но только не в креманах, которые «заговорили по-новому». Они сменили прописку с От-Кот на виноградники под склоном и обрели более деликатный и «задумчивый» характер. Les Astrelles Brut Blanc усилил цитрусовые и минеральные оттенки, а Brut Rose помимо классической клубники добавил северных красных ягод и цветов. При этом вина остались дружелюбны и пьются легко.
В Шампани мы всегда старались избегать усредненных вин, поэтому наш портфель состоит из специалистов по разным терруарам, и их стиль сильно отличается между собой, иногда довольно радикально. Натуралист с юга с бургундским прошлым, Дави Донон (Champagne Dosnon) давно обитает в пантеоне славы Кот-де-Бар, наравне еще с двумя-тремя именами. Его Henri Dosnon, чистый пино нуар, сначала бродит и выдерживается в старых бургундских пьесах, чтобы затем уйти в бутылку на пять плюс лет и стать серьезным медитативным вином, которое не стоит пить «в спешке». Пусть оно и заключает тебя в объятия сразу, но рассказывать интересности будет долго. Его брат с Севера, Лоран Бенар (Champagne Laurent Benard), пришел в виноделие довольно поздно, после ученой карьеры в химии и в статусе профессора. Вина с его виноградников в Марне показывают, что слишком много знаний не бывает. Они помогают лучше и глубже понимать процессы на винограднике и в погребе, отказаться от использования сульфитов, например. Домен крошечный (всего 2,5 га) и производит около восьми тысяч бутылок в год. Лоран и его сын Шарль относятся к своим шампанским, как к вину своего терруара, где «перляж» глубоко вторичен. Топовое Vibratis Brut Nature 2017 из Mareuil sur Ay сделано в концепции Low Intervention и получило воспитание в погребе в течение пяти лет. Я бы предложил его осенний «бургундский» профиль рассматривать, как дети рассматривают калейдоскоп, где каждый поворот — новая картинка. Большой бургундский бокал обязателен.
Для «тяжелого классического люкса» есть легендарные блан де бланы от Claude Cazals из Oger Grand Cru, чьей гордостью является виноградник Clos Cazals, один из немногих кло в Шампани. La Chapelle du Clos 2016 – это первый акт представления, где яркий аутентичный характер уникального виноградника подается деликатно, добавляя к выраженным морским тонам весьма уместные цитрусовые и цветы акации на бриоши, а дозаж по верхней планке extra brut аккуратно смягчает грани. Кульминация приходит с монументальным Clos Cazals Extra Brut 2013 с 70-летних лоз, где идеальный баланс многочисленных элементов и полутонов достигается девятилетним воспитанием в бутылке. Вино настолько глубокое и многогранное, насколько такое в принципе возможно на лучших терруарах Кот-де-Блана – цитрусовые, осенние яблоки, сухоцветы, целый спектр минеральных оттенков, миндаль в морской соли, разные виды выпечки и невероятная свежесть для десятилетнего вина.
Если захочется козырнуть чем-то специальным, есть Special Club 2018 от Loriot-Pagel, еще одних рекольтанов из Марны. Они специалисты по пино менье, и на нем сделано это специальное кюве с отдельного виноградника La Haie L’Amour. Как и подобает сорту, эта шампань объемная, полнотелая, с хорошей толикой фрукта и выпечки от пятилетней выдержки, с обволакивающей текстурой.
Ну и наконец – «маленькая минута славы». La Vida Es.. Brut Rose (бывшее La Vida Al Camp) было создано тринадцать лет назад при моем непосредственном участии, и за время своего существования заслужило популярность не только в России, но и в Скандинавии и в Канаде. В этой органической каве мы всегда искали золотое сечение между характером терруара Alt Penedes и приятностью и непринужденностью питья. Его тонкий букет красных ягод и цветов, а также деликатный, еле уловимый цвет – заслуга редкого и капризного сорта Трепат, а выдержкой на осадке на рубеже трех лет мы старались «зафиксировать» баланс между открытостью и серьезностью вина. Этикетка с гусями и новый brand name разработан нашей командой, где мы старались отразить биоразнообразие виноградника и многослойность вина. Asolo Free Run Brut Nature 2021 с панковским look-ом, с убегающим и обнажающимся по дороге виноделом на этикетке – это результат совместной работы с Джованни Корвеццо. Мы решились сделать с этим вином почти все, что стереотип о просекко делать не разрешает. Базовые вина коммуны Монфумо прошли выдержку на осадке в стали и бетоне, после чего были помещены в заточение в бутылку для второй ферментации, где после этого были оставлены на выдержку на осадке более чем на год. С тех пор каждая целая бутылка живет своей жизнью, ибо ни разу не вскрывалась, что по сути является классическим методом без дегоржажа. Наша идея — заключить в эти бутылки особенный характер Азоло, в который мы верим. Забавной опцией этого вина является возможность двух вариантов сервировки – с дегоржажем и без осадка, или же вместе с осадком, что, конечно же, дело вкуса. Сделано 2400 бутылок.
Всем идеальных пузырьков и с наступающим Новым Годом!
|