Влад Волков, заместитель Генерального директора по развитию компании «Винотерра»
Несостоявшаяся Vinitaly должна была стать для меня юбилейной, тринадцатой. И последние годы, собираясь в Верону, я мысленно ворчал. Ворчал, потому что совсем скоро все дни сольются в один, что в воскресенье буду торчать полчаса на входе в толпе, что буду бегать, как угорелый, по павильонам... Ворчал, потому что весь этот период времени превращался в маленький «день сурка».
Утром бодришься под контрастным душем, потом натягиваешь на себя деловой look и двигаешь на выставку. Вокруг выставки пробки, и надо ждать очереди на парковку, поэтому ты выпрыгиваешь чуть ли не на ходу и бросаешь коллегу в машине. Дальше череда встреч, сопровождающихся чаще фантастическими, но иногда и мучительными дегустациями. Вечером, часто прямо с выставки, идешь в город, где в одном из уютных рыбных ресторанчиков тебя ожидает поставщик. У тебя после дня с крекерами полный рот слюны и ужасно хочется пива, но, заходя, ты слышишь звук открывающегося шампанского. И что бы ты ни делал, и с кем бы ты ни ужинал, в итоге ты оказываешься с коктейлем в руках на Piazza delle Erbe или с бокалом шампанского в Antica Bottega del Vino… В глубокой ночи ты покидаешь центр города, добираешься до отеля, ныряешь в постель, чтобы утром повторить все снова, и так еще два, а раньше и три раза.
И вот пропущены Grands Jours de Bourgogne и Prowein, подошли даты Vinitaly, а ты сидишь в Москве, и уже три недели не пересекал Садовое кольцо. Тогда ты начинаешь вспоминать о том, что Vinitaly - это крупнейшая выставка вина в мире, и что в ней принимают участие все, буквально «от мала до велика», от крошечных органистов и биодинамистов из Пьемонта и Тосканы до гигантских кооперативов и концернов. Что накануне ты можешь рвануть в Альто-Адидже на виллу Лагедера на Summa, чтобы обняться с Романом Неводничански из Van Volxem, выпить старого Gaisböhl с Беттиной Бюрклин, обменяться новостями с Михаэлем Моосбруггером из Schloss Gobelsburg, попробовать новые урожаи Montevertine из рук Мартино Монетти. А попутно познакомиться с каким-нибудь умопомрачительным пино нуаром из… вовсе нет, не из Альто-Адидже или Трентино, а из Марке, например. Начинаешь вспоминать, что даже если какие-то маленькие виноделы- нонконформисты наотрез отказались участвовать в выставке, их все равно можно найти на стендах у друзей или на мероприятиях вокруг выставки.
Потом в очереди за бутербродом ты встречаешь одноклассников по австрийской Weinakademie, в коридоре тебя останавливает Росалия Молина из испанского хозяйства Altolandon. Она тут же выхватывает свой телефон и начинает записывать названия вин, которые «обязательно надо попробовать», а в этот момент тебя хлопает по плечу пробегающий мимо Вилли Клингер (гендиректор ведущей австрийской винной торговой сети Wein & Co).
В свои первые выставки ты, как голодный щенок, пытаешься заглотить все и сразу – то есть объять необъятное. Хочешь все попробовать, со всеми познакомиться, расшаркиваешься перед виноделами и мечтаешь засветиться на всех вечеринках города. После нескольких выставок ты переходишь на новый уровень – две трети твоего контактного листа устоялись, спектр поиска стал более четким и узким, и появилось время на легкий перекус.
Но все равно где-то в виртуальном багажнике лежит список незавершенных гештальтов из моносортовых канайоло и чильеджоло, черного верментино, нарождающейся луккезской и сицилийской муу…, то есть «натуралки», дремучих малых виноградников северного Пьемонта. И ты улучаешь момент, чтобы между встречами попробовать то или это.
С переходом на новый уровень появляются новые «плюшки». Виноделы начинают встречать тебя, как хорошего приятеля, а то и друга. Марко «маркиз» Риказоли из Rocca di Montegrossi, закатив глаза, повествует о том, как проник в очередной слой своего терруара и предлагает тебе поймать новые нюансы в вине, как бы спрашивая: «Получилось ли?».
Дегустационный материал из верментино от Lunae Bosoni
Иван Джулиани из Terenzuola рассказывает о приобретенных у какого-то дедушки террасах со столетними смешанными посадками, рассказывает тихо и озираясь, как будто он нашел и присвоил клад пиратов Карибского моря. Дива Fattoria Le Pupille Элизабетта Джепетти уже не просто одаривает тебя лучезарной улыбкой и дежурным вопросом: «Как дела?» (в смысле – «Как бизнес с моими винами?»), но уже внимательно смотрит тебе в глаза и рассказывает, как дела у нее самой, попутно представляя следующее винодельческое поколение семьи – все еще немного стесняющуюся дочь Клару.
Философ Альберто Арлунно из Cantalupo перемежает тончайший юмор со своими новыми открытиями, касающимися происхождения камней на его виноградниках. У Монтерапони, как всегда, тончайшие вина, отличный хамон, а Микеле Браганти своими шутками постепенно превращает встречу в шумную посиделку. У Фабио Алессандрия из Burlotto ситуация неизменная – у стенда толпятся люди в ожидании капли легендарного бароло Monvigliero, и он каждые пять минут встает, извиняясь перед нами, и вознаграждает очередного страждущего.
С очередными Vinitaly приходит третий уровень, и ты уже «зубр» или «матерый волк». Ты получаешь приглашение на гала-дегустацию Opera Wine, имеешь право оставить несколько встреч на своих коллег, можешь не пробовать все вина подряд, а виноделы уже спрашивают тебя о семье, о делах вообще и зовут в гости на отдых и неформальное общение. На этой стадии моим любимым занятием было показывать атмосферу Vinitaly более молодым коллегам и сомелье.
С Джулией Негри в дружеском полузахвате
А как радовались виноделы, открывая свои вина новичкам! Есть в этом что-то теплое, приятное и воодушевляющее, когда ты видишь тот свет в любопытных глазах, который был у тебя тринадцать лет назад, когда ты сам попробовал Burlotto Monvigliero впервые. Улыбка проявляется, когда девушки-сомелье гордо «расправляют крылья», глядя на Джулию Негри, которая невероятно молода для высочайшего качества своих бароло. Выставка за выставкой, и вот звезда Джулии уже взошла. Другая Джулия, Скамперле, когда-то заявившаяся на родительский стенд классиков Le Salette c привезенным из Нью-Йорка зеленым ирокезом на голове, теперь вовсю рулит винодельней вместе с отцом. И только не меняющийся Готфрид из Nals Margreid довольно объявляет об очередной, двести тридцать седьмой уже, награде за великолепный Pinot Bianco Sirmian, а его винодел Харальд все также шутливо прячется за стендом, как будто он тут не при делах.
Сегодня я не в Вероне, как не в Вероне и все эти замечательные люди. Мы все сидим, осажденные вирусом, в наших домах, в Москве и Флоренции, в Санкт-Петербурге и Вердуно, в Ростове и Фумане. Но память о приятных моментах Vinitaly греет душу, как греет ее и мысль о том, что через год, когда я буду собираться в Верону, я уж точно не буду ворчать. Я буду с нетерпением ждать встречи с этим замечательным городом, со старыми друзьями, и предвкушать новую возможность открыть кому-то вина этих прекрасных людей из чудесной страны.
Берегите себя, думайте о хорошем, и давайте выпьем сегодня итальянского, выпьем за Италию и ее жителей, за нас самих, и пусть все будет хорошо!